Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Налоговый контроль

Содержание работы

Введение.....................................................................................................3
1 Сущность налогового контроля....................………………………....5
Понятие, содержание, цели и задачи налогового контроля…………5
Виды, формы и методы налогового контроля…….………………...12
2 Организация налогового контроля………..………………………..15
Цели и механизм проведения налоговых проверок………………...15
Порядок оформления результатов проверок…………..…………....25
Заключение…………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………..33
Приложения………………………………………………………...…35

Файлы: 1 файл

kursovaya_nalogovy_kontrol.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

В том случае, если проверяемая организация или физическое лицо не согласны с изложенными в акте фактами нарушений или с выводами и предложениями проверяющих, они могут в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

Акт налоговой проверки и возражения по нему должны быть рассмотрены  с участием представителей проверенного налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов (при их желании) руководителем налогового органа или его заместителем, а решения по ним должны быть приняты в течение 10 дней после даты получения налоговым органом возражений по акту проверки. При этом проверенная организация и физическое лицо должны быть извещены о времени, месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Установленный срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель обязан установить, имели ли место нарушения налогового законодательства и образуют ли они состав налогового правонарушения. При установлении фактов нарушения должно быть определено наличие оснований для привлечения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов к ответственности за совершение налогового правонарушения. Руководитель налогового органа или его заместитель должен выявить также наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих его ответственность за совершение налогового правонарушения.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято  решение о проведении дополнительных мероприятия налогового контроль, таких, как истребование документов, допрос свидетелей, проведение экспертизы. Указанные дополнительные мероприятия проводятся с целью получения дополнительных доказательств, для подтверждения или отсутствия фактов совершения нарушений налогового законодательства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из двух соответствующих решений:

1) налогоплательщик, плательщик  сборов или налоговый агент  может быть привлечен к налоговой  ответственности за совершение  налогового правонарушения;

2) принимается решение  об отказе от привлечения проверяемого  лица к ответственности за  совершение налогового правонарушения.

В случае принятия решения  о привлечении налогоплательщика, налогового агента или плательщика  сборов к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа обязан изложить обстоятельства совершенного им налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой. При этом в решении должна быть ссылка на соответствующие документы и другие сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства. Кроме того, руководитель налогового органа обязан изложить в решении также и доводы, приводимые налогоплательщиков, налоговым агентом или плательщиком сборов в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. В результате рассмотрения всех обстоятельств должно быть четко сформулировано решение руководителя налогового органа о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые к налогоплательщикам меры ответственности. В конце этого решения в обязательном порядке устанавливается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Если же по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа будет принято решение об отказе в привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, то в данном решении должны быть четко изложены обстоятельства для такого отказа.

Решение о привлечении  или отказе в привлечении налогоплательщика, налогового агента или плательщика  сборов к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в  силу по истечении 10 дней со дня его  вручения проверяемому лицу. Если указанные лица подадут апелляционную жалобу на принятое налоговым органом решение, то последнее может вступить в силу со дня его утверждения (полностью или частично) вышестоящим налоговым органом.

При этом руководителям  налоговых органов НК РФ предоставил право принять соответствующие меры, обеспечивающие возможность исполнения данного решения. Подобные меры принимаются в том случае, если есть достаточные основания полагать, что их принятие может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение принятого решения и соответственно взыскание недоимки, пеней и штрафа.

В качестве таких обеспечительных  мер могут выступать:

  • запрет на отчуждение или на передачу в залог имущества налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банках.

Подобное изложение  в НК РФ процедуры рассмотрения налоговой  проверки сделано отнюдь не случайно. Дело в том, что нарушение существенных условий данной процедуры является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом принятого налоговым органом решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В Кодексе установлено, что к таким существенным условиям относится, прежде всего, обеспечение возможности проверенного лица участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять необходимые объяснения. Основанием для отмены решения налогового органа может послужить также любое другое нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки, если оно привело или могло привести к принятию налоговым органом неправильного решения.

Обжалование принятых по результатам проверок решений

В НК РФ четко изложен  порядок обжалования налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов принятых налоговым органом решений по итогам проведенной налоговой проверки.

Установлено, что налогоплательщик, налоговый агент или плательщик сборов может обжаловать принятое налоговым  органом, но не вступившее в силу решение, в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы. При этом Кодексом установлено, что если вышестоящий налоговый орган не отменяет решение нижестоящего налогового органа, то оно вступает в силу после его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Вступившее в силу решение налогового органа, не обжалованное в апелляционном порядке, может  быть также обжаловано в вышестоящий  налоговый орган. При этом НК РФ предоставил  право вышестоящему налоговому органу приостановить исполнение обжалуемого  решения.

НК РФ определен порядок  судебного обжалования налогоплательщиком, налоговым агентом или плательщиком сборов принятого налоговым органом  по материалам налоговой проверки решения  о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обжалование такого решения налогового органа в судебном порядке возможно только после обжалования данного решения в вышестоящем налоговом органе.

Только после принятия мотивированного решения о привлечении  налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов к ответственности за нарушение налогового законодательства ему может быть направлено требование об уплате пеней и штрафа.

Принципиально новым  во взаимоотношениях налоговых органов  и налогоплательщиков явилась отмена с 2007г. действовавшей до этого в НК РФ нормы об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

Судебный порядок взыскания  штрафов за нарушение налогового законодательства сохранен только в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также организаций, которым открыты лицевые счета в органах федерального казначейства. После вынесения решения о привлечении этих лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о наложении на них налоговой санкции. Обращение в суд производится налоговым органом только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно оплатить сумму налоговой санкции или же пропустил установленный в требовании срок уплаты штрафной санкции.

Исковое заявление о  взыскании налоговой санкции  с организации подается налоговым  органом в арбитражный суд, а  с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены решения налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении данной курсовой работы можно сказать, что цель раскрытия понятия и содержания налогового контроля, поставленная в ведении к данной работе была достигнута.

Основные составляющие налогового контроля – его формы  и методы были рассмотрены и подробно проанализированы.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод:

Налоговый контроль –  один из важнейших и в настоящее  время действенный способ предупреждения нарушений законодательства о налогах  и сборах. Поэтому и к законодательству, и к осуществлению налогового контроля уделяется достаточно большое внимание: принимаются меры по повышению его эффективности, рассматриваются новые законопроекты для реформирования системы налогового администрирования, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов и др.

Все вышеуказанные меры направлены на минимализацию случаев  нарушения законодательства о налогах  и сборах, которые представляют собой  действительную угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности государства, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе.

Одной из наиболее эффективных  форм осуществления налогового контроля являются налоговые проверки, а именно – камеральная и выездная налоговая  проверка, которые были рассмотрены  в данной работе. Они различаются  по месту проведения: камеральная проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная на территории (в помещении) налогоплательщика; по основаниям для их проведения (камеральная – на основании декларации, выездная – по решению руководителя налогового органа с учетом результатов, полученных при камеральной налоговой проверки).

Если выбирать, какая из вышеперечисленных проверок наиболее эффективна, то больше преимущества у выездной налоговой проверки, которая позволяет налоговому органу использовать больше методов контрольной деятельности, соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и наглядно убедиться в действительности дел, проходящих в той или иной проверяемой организации. Так, результативность выездных проверок ежегодно колеблется в районе 95 – 100%. В то же время, есть преимущества и у камеральной налоговой проверки, выраженные в том, что она позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Однако при осуществлении, что камеральной, что выездной налоговой  проверки очень важны методы, которые  используют в своей деятельности налоговые органы, методы и формы  налогового контроля неразрывно связаны друг с другой. Так в процессе проверки может применяться один метод или целый комплекс методов, и очень важно соблюдать правильную последовательность и возможность сочетания данных методов налогового контроля при проведений, к примеру, камеральной или выездной налоговой проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации -М.: Проспект, КноРус, 2012.-784с.
  2. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учебник / под ред. В.Г. Панскова-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт,2012.-680 с.
  3. Теория и история налогообложения: учебник / под ред. И.А. Майбурова –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -495 с.
  4. Налоги: учебник / под ред. Д.Г. Черника, И.А. Майбурова, А.Н. Литвиненко. -3-е изд., перераб. И доп. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-479 с.
  5. Налоговое право: учебник/ под ред. Ю.А. Крохина- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-463 с.
  6. Налоговый контроль: Учебное пособие Под ред. Ю.Ф. Кваши.- М.:Юрист,2007. – 186 с.
  7. Проверки налоговых органов: учеб. пособ./ под ред. Тимошенко В.А., Спирина Л.В. –М.: Дашков и К, 2009.-212 с.
  8. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // "Административное и муниципальное право", 2009, N 4
  9. Пантюшов О.В. Мероприятия налогового контроля.// "Право и экономика", 2009, N 1

10.  

                                               Приложение А


 

 

 


 


                                                 Основание для проведения


 

                                                                                                                                                               


                                     Срок проведения

                                


 

 


 

 

                                Применяемые процедуры


 

 


 

 

 


                                  Порядок оформления

                                                     результатов


 

 

                                     Срок оформления


                                        результатов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Налоговый контроль