Нарушение законодательства о налогах и сборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить нарушения законодательства о налогах и сборах, провести анализ арбитражной практики по вопросам нарушения налогового законодательства, сделать выводы.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение классификации и вводов нарушений законодательства о налогах и сборах
2. Рассмотрение составов нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение;
3. Определение объективных и субъективных сторон, а также налоговых преступлений;
4. Исследование арбитражной практики по вопросам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы нарушений законодательства о налогах и сборах …..................................................................................................................5
1.1. Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах………………………………………………………………………………..5
1.2. Составы нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение……………………………………………………………………..18
1.3. Объективная и субъективная сторона нарушений законодательства о налогах и сборах, ее элементы ……......................................................................35
Глава 2. Анализ арбитражной практики по нарушениям законодательства о налогах и сборах…………...………….................................44
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы……………………………………….……………......64
Приложения……………………………………………………………..….

Файлы: 1 файл

KURSACh.docx

— 381.66 Кб (Скачать файл)

Дисциплинарная  ответственность налогового правонарушения             Дисциплинарная ответственность применяется за нарушения трудовой или служебной дисциплины. Работники предприятия привлекаются к ответственности администрацией по правилам и в случаях, установленных в Кодексе законов о труде Российской Федерации. Например, главному бухгалтеру может быть объявлен выговор за недобросовестное исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в нарушении предприятием налогового законодательства. Однако более актуален данный вид ответственности к сотрудникам налоговых органов, органов налоговой полиции и таможенных органов, которые являются государственными служащими. Ответственность государственного служащего предусмотрена Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № Н9-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»^. В соответствии со ст. 14 указанного закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения своих обязанностей с сохранением денежного содержания. Данное отстранение производится распоряжением руководителя. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом. Дисциплинарным проступком сотрудников налоговых органов, органов налоговой полиции и таможенных органов может стать, например, разглашение коммерческой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков и т. д. Кроме того, государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан. Ст. 12 Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР» предусматривает также материальную ответственность должностных лиц государственных налоговых инспекций за невыполнение или ненадлежащее выполнении ими своих обязанностей. Если работники предприятия или государственные служащие не выполняют свои личные налоговые обязанности, это не образует состав дисциплинарного проступка и не является основанием для применения дисциплинарной ответственности.[8,100]

Виды нарушений законодательства о налогах и сборах                        Нарушение налогового законодательства — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), которое выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогоплательщиком финансовых обязательств перед бюджетом либо в нарушении органом (должностными лицами) Государственной налоговой службы прав и законных интересов налогоплательщика и за которое установлена юридическая ответственность. Нарушение налогового законодательства может проявляться в действии или бездействии, нарушении различных правовых норм, так или иначе связанных с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. Виды их относительно разнообразны, различны также и установленные за них меры ответственности. Отдельные виды правонарушений могут одновременно повлечь и различную ответственность как юридических, так и физических лиц. Так, за сокрытие объекта налогообложения может быть наложено взыскание на предприятие и административный штраф на виновное в этом должностное лицо данного предприятия, что не исключает также наложения на него дисциплинарного взыскания за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей. Виды нарушений налогового законодательства могут быть сгруппированы в зависимости от конкретного объекта, на который направлены противоправные деяния:

          1) сокрытие дохода (прибыли) (сокрытие объекта налогообложения); уголовное законодательство устанавливает в качестве состава преступления сокрытие объекта налогообложения в крупных и особо крупных размерах;                                       

2) занижение дохода (прибыли);

3) отсутствие учета объекта налогообложения  (не учет объекта налогообложения);

4) ведение учета объекта налогообложения  с нарушением установленного  порядка;

5) непредставление или несвоевременное  представление в налоговый орган  необходимых для исчисления и  уплаты налогов документов;

6) несвоевременная уплата налогов  (задержка уплаты налога);

7) непредставление или представление  искаженной декларации о доходах  (уклонение от подачи декларации  о доходах или включение в  нее заведомо искаженных данных);

8) нарушение установленной формы  составления бухгалтерского отчета, баланса (представление их по  неустановленной форме);

9) внесение в бухгалтерский отчет  заведомо неправильных сведений (искажение бухгалтерского отчета);

10) уклонение от явки в органы  Государственной налоговой инспекции  для дачи пояснений;

11) отказ от дачи органам Государственной  налоговой службы пояснений об  источниках доходов (прибыли)  и фактическом их объеме;

12) непредставление документов  и иной информации о деятельности  хозяйствующего субъекта по требованию  органов Государственной налоговой  службы;

13) невыполнение определенных требований  должностных лиц налоговых инспекций  (невыполнение требований налогового  инспектора о представлении документов, о допуске в помещение, об  устранении нарушений налогового  законодательства);

14) использование налоговой оговорки  и нарушение условий налогового  договора;

15) нарушение законодательства  о предпринимательской деятельности  граждан;

16) невыполнение обязанностей должностными  лицами кредитно-финансовых учреждений, связанных с исполнением налогового  законодательства;

17) причинение налогоплательщику  материального ущерба незаконными  действиями должностных лиц налоговых  инспекций. Нарушение юридическими, физическими и должностными лицами налогового законодательства является общим основанием для привлечения нарушителей к финансовой, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.[9,124]

          1.2. Составы нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение

                                                                                                                                              .     1. Правонарушения против системы налогов. Законно установленные и введенные в действие налоги являются законным изъятием из права собственности. Соответственно незаконные налоги являются покушением на собственность юридических и физических лиц и их взимание должно пресекаться различными методами, в том числе и установлением ответственности лиц, принимающих незаконные решения об установлении и введении в действие таких налогов, и лиц, исполняющих эти решения. Незаконное освобождение от уплаты налога также является наказуемым правонарушением, так как, с одной стороны, приводит к недополучению бюджетом налогов, с другой – создает неравные условия хозяйствования налогоплательщиков, подрывает основы конкуренции. К правонарушениям против системы налогов могут быть отнесены:

- незаконное установление и/или  введение налогов, т.е. издание  должностным лицом акта, предусматривающего  установление и введение в  действие налога, не установленного  законодательством, или акта, предусматривающего  введение налога, установленного  законодательством, если введение  данного налога не отнесено  к компетенции должностного лица, или издание акта, прямо или  косвенно увеличивающего размеры,  отменяющего льготы, изменяющего  сроки уплаты законно установленного  и введенного в действие налога;

- незаконное взимание налогов, т. е. прямое или косвенное понуждение к уплате налогов (либо взимание налогов), не установленных и/или не введенных в соответствии с законодательством, равно как к уплате налогов в больших против установленных размерах, незаконные отказ в предоставлении льгот или понуждение к уплате налогов до наступления законно установленных сроков их уплаты;

- незаконное освобождение от  уплаты налогов, т.е. полное  или частичное освобождение налогоплательщика  от выполнения обязательств по  уплате налога путем предоставления  льгот или сложения недоимки, если эти действия совершены  с превышением установленных  законом полномочий должностного  лица, либо с нарушением установленных  законом оснований и процедур.[9,112]

2. Правонарушения против контрольных  функций налоговых органов. Наличие действенной системы контроля за соблюдением налогового законодательства является непременным условием функционирования налоговой системы в целом. Поэтому любые незаконные противодействия налоговым органам, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, представляют достаточно серьезную ответственность налоговой системы и требуют соответствующей реакции. Субъектами данных правонарушений выступают непосредственно налогоплательщики и налоговые агенты (поэтому составы, имеющие отношение к контролю, но  адресованные другим лицам (например, несвоевременное представление информации о налогоплательщике), помещены в другие параграфы данной главы. НК РФ установил ответственность за незаконное воспрепятствование налогоплательщиком или его законным представителем доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (ст. 124 НК РФ). Эта статья гарантирует, что право налоговых органов осматривать (обследовать) любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения, может быть реализовано. Необходимо обратить внимание на то, что наказуемым является только незаконное воспрепятствование доступу. Во всех случаях, когда осмотр помещений проводится с соблюдением правил, установленных Кодексом (ст. 31,91 НК РФ), воспрепятствовать ему противоправно. НК РФ установлена также ответственность и за противодействия, которые налогоплательщик или налоговый агент может оказать должностным лицам налоговых органов при проведении ими документальной проверки. Наказуемым является непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ). Однако противодействия законным действиям налоговых органов могут быть и в других формах, помимо воспрепятствования доступу и невыдачи документов. В связи с этим налоговым законодательством может быть предусмотрена ответственность и за другие правонарушения:

- воспрепятствование контрольным  действиям, т.е. умышленное создание  должностными лицами организаций  или лицом, занимающимся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, условий, существенно  затрудняющих или делающих невозможным  осуществление по постановлению  налогового органа мер документального  или фактического контроля;

- неповиновение законному требованию  или распоряжению должностного  лица налогового органа, т.е. длительное  невыполнение или ненадлежащее  выполнение законного требования или распоряжения должностного лица налогового органа об устранении или предотвращении нарушений налогового законодательства, если эти действия не могут быть квалифицированы как иные нарушения налогового законодательства;

- оскорбление должностного лица  налогового органа, т.е. публичное  оскорбление должностного лица  налогового органа в связи  с его деятельностью по исполнению  служебных обязанностей, если эти  действия не влекут уголовной  ответственности;

- насилие или угроза применением  насилия, или повреждением имущества  в отношении должностного лица  налогового органа (а равно его  близких), выполняющего возложенные  на него законом обязанности,  в целях воспрепятствования его  законной деятельности, или принуждения  к изменению ее характера, или из мести за выполнение служебного долга, если эти действия не влекут уголовной ответственности;

- незаконное воздействие или вмешательство, т.е. неправомерное воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо налогового органа с целью воспрепятствовать выполнению им контрольных действий либо повлиять на принимаемое им решение, если эти действия не могут квалифицироваться как иное правонарушение и/или не влекут уголовной ответственности. Однако ответственность за подобные действия налоговым законодательством не установлена. Если эти действия соответствуют характеристикам правонарушений против порядка управления, предусмотренных административным или уголовным законодательством, то они преследуются в общем порядке.[9,118]

3. Правонарушения против порядка  ведения бухгалтерского учета. В соответствии с законом о бухгалтерский (финансовый) учет является основой налогового учета, в результате которого определяются необходимые показатели и данные для составления деклараций, расчетов и других документов. Налоговый учет носит расчетный характер, так как использует данные бухгалтерского учета, но не связан с операциями на его счетах. Цели бухгалтерского учета шире, нежели формирование данных для составления налоговой отчетности. Но в законе отсутствуют конкретные составы правонарушений в области бухгалтерского учета. Этот пробел в определенной степени ликвидирован НК РФ, который установил ответственность за те нарушения в области бухгалтерского учета, которые влияют на выполнение налогоплательщиком его обязанностей. Статьей 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, других объектов налогообложения. Под таким нарушением Кодекс понимает отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщиков. Таким образом, понятие «грубое нарушение правил учета» объем-лет как нарушение порядка организации бухгалтерского учета (т.е. отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета), так и нарушение порядка ведения учета (т.е. нарушение правил отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах), нарушение порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета (т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документированию хозяйственных операций и хранению бухгалтерских документов), нарушение порядка составления отчетности. Размер санкций за эти правонарушения зависит от повторяемости деяний и их последствий. Конечно, по смыслу указанных статей ответственность установлена не за само нарушение правил составления отчетности а за представление в налоговый орган декларации, составленной с нарушением правил. Наказуемым является также нарушение срока представления налоговой декларации. В зависимости от длительности НК РФ выделяет простой и квалифицированный пропуски срока, которые можно назвать уклонением от представления декларации. Квалифицированный пропуск означает непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней со срока, установленного законодательством. В этом случае устанавливается более высокий штраф (ст.119НКРФ).[9,103]

4. Правонарушения против  исполнения доходной части бюджетов Поступления средств в бюджеты зависят не только от выполнения обязанностей налогоплательщиками. Существуют и другие лица, которые принимают непосредственное участие в процессе начисления, сбора и перечисления в бюджет налогов. Это, прежде всего фискальные агенты, а также лица, осуществляющие кассовое исполнение доходной части бюджетов. Практика показывает, что далеко не всегда эти участники налоговых отношений строго придерживаются требований законодательства. Допускаемые ими правонарушения носят достаточно серьезный характер и требуют установления специальных мер ответственности. К правонарушениям против исполнения доходной части бюджета относятся:

- незаконное использование средств,  поступивших в уплату налога, т.е неперечисление или несвоевременное  перечисление банком. Другим кредитным  учреждением, а также иным лицом,  ответственным за сбор налогов,  сумм налогов, поступивших от  налогоплательщиков, либо лиц, обязанных  исчислить и удержать налог  вместо налогоплательщика;

- нарушение требований о взыскании  недоимок по налогам и штрафов,  т.е. не перечисление или несвоевременное  перечисление банком или иным  кредитным учреждением сумм со  счета налогоплательщика на основании  надлежащим образом оформленного  требования налогового органа  или судебного решения.[9,178]

5. Правонарушения против  системы гарантий выполнения  обязанностей налогоплательщика. Выполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов гарантируется не только установлением ответственности за налоговые правонарушения, но и системой мер, направленных на предотвращение правонарушений, создание условий, препятствующих или затрудняющих совершение правонарушений. Это специальные требования к открытию банковских счетов, ограничения в использовании наличных денег, запрет на совершение определенных юридически значимых действий до уплаты налога, установление обязанности представлять косвенную декларацию о доходах. Выполнение различными лицами этих обязанностей должно обеспечиваться мерами ответственности:

- незаконное открытие счета  налогоплательщиком, т.е. открытие  налогоплательщиком в банке или  ином кредитном учреждении расчетного, текущего, ссудного, депозитного и  иного счета с нарушением требований, установленных налоговым законом,  если эти действия не могут  квалифицироваться как уклонение  от уплаты налога;

- незаконное открытие счета  налогоплательщику, т.е. открытие  банком или иным кредитным  учреждением расчетного, текущего, ссудного, депозитного и иного  счета налогоплательщику с нарушением  требований, установленных налоговым  законом, если эти действия  не могут квалифицироваться как  соучастие в уклонении от уплаты  налога;

Информация о работе Нарушение законодательства о налогах и сборах