Нарушение законодательства о налогах и сборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить нарушения законодательства о налогах и сборах, провести анализ арбитражной практики по вопросам нарушения налогового законодательства, сделать выводы.
Задачи курсовой работы:
1. Изучение классификации и вводов нарушений законодательства о налогах и сборах
2. Рассмотрение составов нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение;
3. Определение объективных и субъективных сторон, а также налоговых преступлений;
4. Исследование арбитражной практики по вопросам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы нарушений законодательства о налогах и сборах …..................................................................................................................5
1.1. Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах………………………………………………………………………………..5
1.2. Составы нарушений законодательства о налогах и сборах и их разграничение……………………………………………………………………..18
1.3. Объективная и субъективная сторона нарушений законодательства о налогах и сборах, ее элементы ……......................................................................35
Глава 2. Анализ арбитражной практики по нарушениям законодательства о налогах и сборах…………...………….................................44
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы……………………………………….……………......64
Приложения……………………………………………………………..….

Файлы: 1 файл

KURSACh.docx

— 381.66 Кб (Скачать файл)

- незаконные расчеты, т.е. осуществление  расчетов наличными денежными  средствами с нарушением установленных  законом ограничений, если эти  действия не могут квалифицироваться  как уклонение от уплаты налога;

- несвоевременное представление  информации о налогоплательщике,  т.е. пропуск установленного нормативными  актами срока для представления  в налоговый орган документов, касающихся третьего лица –  налогоплательщика, если обязанность  представлять такие документы  определена законом при условии,  что эти действия не могут  быть квалифицированы как несвоевременное  представление информации для  исчисления налоговым органам  налога или как незаконное  открытие счета налогоплательщику;

- уклонение от представления  информации о налогоплательщике,  т.е. умышленное длительное невыполнение  законного требования налогового  органа о представлении документов, касающихся третьего лица –  налогоплательщика или отказ  представить такие документы,  если эти действия не могут  квалифицироваться как уклонение  от представления информации, необходимой  для исчисления налоговым органом  налога или как незаконное  открытие счета налогоплательщику;

- несвоевременное представление  информации, необходимой для исчисления  налоговым органом налога, т.е.  пропуск установленного нормативными  актами срока для представления  в налоговый орган документов, фиксирующих юридические факты,  являющиеся основанием для привлечения  лица к уплате налога, если  эти действия не могут быть  квалифицированы как соучастие  в уклонении от уплаты налога;

- уклонение от представления  информации, необходимой для исчисления  налоговым органам налога, т.е.  умышленное длительное невыполнение  законного требования налогового  органа о предоставлении документов, фиксирующих юридические факты,  являющиеся основанием для привлечения  лица к уплате налога, если  эти действия не могут быть  квалифицированы как соучастие  в уклонении от уплаты налога;

- незаконная выдача документа,  т.е. выдача документа, имеющего  юридическое значение, с нарушением  установленного законом требования  проверить факт предварительной  уплаты налога лицом, получающим  документ, если эти действия не  могут квалифицироваться как  соучастие в уклонении от уплаты  налога.[9,117]

6. Правонарушения против  обязанностей по уплате налогов.  Основная обязанность налогоплательщика  – полная и своевременная уплата  налогов. Способы уклонения от уплаты налогов различны. Эти способы специфичны в отношении каждого конкретного налога. Наиболее общие способы:

- незаконное использование  льготы по налогу, т.е. уклонение  от уплаты налога путем представления  налогоплательщиком в налоговый  орган документов, содержащих заведомо  необоснованные сведения, дающие  прямо или косвенно основание  для уменьшения размера налога, равно как и для возраста (зачета  в счет будущих платежей) ранее  уплаченного или взысканного  налога;

- неуплата или несвоевременная  уплата налога, т.е. неуплата к  установленному законом сроку  налога или уплата налога позже  установленного срока налогоплательщиком  либо лицом, обязанным в силу  закона исчислить, удержать и  уплатить налог вместо налогоплательщика.

7. Правонарушения против  прав и свобод налогоплательщиков. Никто не работает лишь для того, чтобы уплачивать налоги. Предприятия – это прежде всего производители товаров (работ, услуг), а затем уже – налогоплательщики. Налогообложение не должно подрывать свою собственную основу – бизнес. Это правило должно применяться не только на уровне налоговой политики государства но и на уровне практической реализации налогового законодательства. Одним из ключевых требований к системе налогов является необременительность способов уплаты налогов. Об этом в своих работах упоминал еще Адам Смит. Ряд таких правонарушений относится к числу должностных (например, злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий). Но есть и специфические правонарушения, которые целесообразно выделить отдельно:

- незаконное воспрепятствование  хозяйственной деятельности налогоплательщика,  т.е. незаконный отказ должностным  лицом налогового органа в  постановке на налоговый учет, в выдаче разрешения или иного  документа, необходимого для открытия  счета в банке или ином кредитном  учреждении, незаконное приостановление  операций налогоплательщика по  счетам в банках или иных  кредитных учреждениях или незаконное  наложение ареста на имущество  налогоплательщика, а также незаконное  осуществление должностным лицом  налогового органа контрольных  действий приемами и способами,  существенно затрудняющими осуществление  налогоплательщиком его обычных  деловых операций, незаконное требование  к расширению видов и объемов  учетных действий и отчетных  документов;

- отказ от консультирования  или непредставление консультаций, т.е. отказ должностного лица  налогового органа предоставить  налогоплательщику или другому  участнику налоговых отношений  бесплатную письменную информацию  о порядке и условиях налогообложения,  о его правах и обязанностях, либо непредставление такой информации  в установленный срок;

- разглашение налоговой  тайны, т.е. незаконное использование  или передача другому лицу  сведений, составляющих в соответствии  с законодательством налоговую  тайну, ставших известными должностному  лицу налогового органа или  иному лицу в связи с выполнением  им своих профессиональных или  должностных обязанностей.[9,126]

Разграничение составов налоговых правонарушений и нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.

Правонарушения, совершаемые в сфере налоговых правоотношений, по степени общественной опасности и иным критериям, можно разделить на налоговые правонарушения, имеющие уголовно-правовую природу и налоговые правонарушения, которые таковой не имеют, т.е. налоговые проступки и иные налоговые правонарушения. В процессе установления содержания и правовой природы некриминальных налоговых правонарушений возникает проблема соотношения тех налоговых правонарушений, ответственность за совершение которых установлена как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ. Непосредственно налоговые правонарушения - это только те правонарушения, ответственность за которые установлена соответствующими статьями гл. 16 НК РФ. При этом вышеуказанные налоговые правонарушения в свою очередь делятся на:

а) общие налоговые правонарушения (налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов);

б)специальные налоговые правонарушения (налоговые правонарушения банков).

Административное правонарушение - это посягающее на общественные отношения антисоциальное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.

Сущность административного правонарушения составляет именно его общественная опасность, так как любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда. Также и налоговое правонарушение представляет собой акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда налоговый закон предписывает их совершение).

Налоговое правонарушение считается совершенным в нарушение законодательства о налогах и сборах, если оно выразилось:

- в неисполнении обязанностей, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами (например, в невыполнении налогоплательщиком обязанности уплачивать налоговый платеж в бюджет, в невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов);

- в нарушении установленных запретов или предписаний (например, в несоблюдении порядка владения, пользования и (или) распоряжению имуществом, на которое был наложен арест).

В соответствии с п.3 ст.108 НК РФ, предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ[9,88].

Вместе с тем представляется, что налоговое правонарушение как самостоятельная разновидность юридико-фактического  основания для наступления ответственности, предусмотренной НК РФ, представляет собой такое общественно вредное деяние, которое непосредственно установлено НК РФ, независимо от того, к какой отраслевой природе те или иные правонарушения ближе (или дальше). Ведь все налоговые правонарушения, которые предусмотрены гл. 16 НК РФ, непосредственно совершаются в сфере налоговых  отношений, которые регулируются единым кодифицированным законодательным актом - НК РФ.

Это обусловлено тем, что налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, имеют непосредственно административно-правовую природу, а основные признаки и элементы юридического состава административного и налогового правонарушения в большинстве своих характеристик совпадают, а в ряде случаев и тождественны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сфере правового регулирования налоговых отношений сформировалась группа однородных административно-правовых правонарушений, которая состоит как из непосредственно административных правонарушений (предусмотренных КоАП РФ), так и налоговых правонарушений (предусмотренных НК РФ). Так же необходимо отметить, что и судебная практика, как Конституционного Суда РФ, так и арбитражных судов, последовательно отрицает существование налоговой ответственности, рассматривая ее как разновидность административной[11,163].

 

Нарушения, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

          Нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Банки (кредитные организации) - особые субъекты налогового правонарушения. С одной стороны, кредитные организации - такие же налогоплательщики, как и другие юридические лица. С другой стороны, кредитные организации участвуют в системе национального хозяйства страны в роли финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами.

Поэтому НК РФ возлагает на них специальные обязанности:

- открывать клиентам банковский счет только после предъявления ими свидетельства о постановке на налоговый учет;

- в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплательщиков

плательщиков сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;

- по решению налоговых органов приостанавливать операции по счетам своего клиента (налогоплательщика или налогового агента);

- в течение одного операционного дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем счете) клиента банка - недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая пеню).

Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно  и закреплена в гл. 18 НК РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Предусмотрено пять видов налоговых правонарушений этих субъектов:

1. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;

2. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

3. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

4. Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;

5. Непредставление налоговым органам сведений о финансово хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.[9,95]

Ответственность за нарушения банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, представлена в приложении

           Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки).

Нарушением законодательства о налогах  и сборах, содержащим признаки административного правонарушения (налоговым проступком) с учетом содержания соответствующих норм законодательства об административных правонарушениях, следует признать посягающее на установленный порядок налогообложения противоправное,  виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Соответствующие составы противоправного поведения предусматриваются в отдельных актах законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии  с НК РФ,  а также в некоторых других законодательных актах.

Среди них выделяются:

Информация о работе Нарушение законодательства о налогах и сборах