Нормативное обеспечение и регулирование аудита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение аудиторской деятельности: ее организация и нормативное регулирование. Для достижения цели следует рассмотреть следующие поставленные задачи:
- изучение аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля;
- организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах;
- рассмотрение нормативного регулирования аудиторской деятельности;
- разработать предложения по совершенствованию аудиторской деятельности.

Содержание работы

Введение 4
1. Организационные аспекты аудиторской деятельности 5
1.1. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности 5
1.2. Организация аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля 10
1.3. Организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах 15
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности 22
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности 22
2.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности 26
2.3. Стандарты аудиторской деятельности 27
3. Совершенствование аудиторской деятельности в РФ 32
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

налоговый аудит.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Центральным звеном системы  управления является кадровый потенциал. При этом выделяются такие основные задачи, как эффективное использование кадров и их развитие (управление рабочим временем, профессиональная подготовка, организацией оптимальных коммуникаций между подразделениями и отдельными сотрудниками и т.д.). Этот элемент организационно-экономического механизма в наибольшей степени испытывает на себе влияние трех остальных элементов. Причем данный элемент достаточно подвижен или, лучше сказать, должен быть таковым, поскольку в противном случае неизбежна потеря позиции на рынке.

Конкретные методы и приемы воздействия на аудиторскую деятельность, основываясь на общепризнанных методах и способах управления, должны способствовать реализации новых, специализированных подходов. Накопленный багаж знаний в области управления помогает ориентироваться в выборе тех или иных уже известных подходов. В то же время постоянное изучение процессов и явлений аудиторской деятельности открывает возможности для совершенствования методов и способов управления. При этом ведущую роль играют адаптация этих методов к практике отечественного аудита.

Процесс формирования и  развития кадрового потенциала аудиторских  служб занимает важное место в  общей системе управления фирмой. Исследование кадрового потенциала аудиторских служб, особенностей его  проявления в контрольно-аудиторском процессе, разработка систем мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий интеллектуального труда, сохранения здоровья работников и т.п., перспективны и объективно необходимы в аудиторской деятельности. Научная организация управления кадровым потенциалом, основываясь на системном подходе к изучению процесса аудита, направлена на повышение эффективности деятельности аудиторской фирмы


2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

2.1. Правовые основы аудиторской деятельности

 

К правовым и законодательным  документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 – ФЗ от 30 декабря 2008 г., в ред. 21 ноября  2011 г.
  3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99- ФЗ от 4 мая 2011 г., в ред. 4 марта 2013 г.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации
  6. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях
  7. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 196-ФЗ от 30 декабря 2001 г., в ред. от 26 апреля 2007 г.
  8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г., в ред. от 07 июня 2013 г.
  9. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 -ФЗ от 6 декабря 2011 г.
  10. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., в ред. от 5 апреля 2013 г.
  11. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., в ред. от 3 декабря 2011 г.
  12. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г., в ред. от 25 декабря 2012 г.
  13. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г., в ред. от 7 мая 2013 г.
  14. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г., в ред. от 23 апреля 2012 г.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности» № 80 от 16 февраля 2008 г., в ред. от 31 марта 2009 г.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. № 696., в ред. Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г.

Из приведенного перечня  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности можно  выделить: кодексы и федеральные  законы; постановления Правительства  РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные стандарты.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Согласно данным таблицы 1 эта система включает 4 основных уровня , расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

 

 

Таблица 1 – Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования  и использования

Степень разработанности

I

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307- ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон принят

I I

Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы  регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (разработано  и утверждено 29 стандарта)

Законодательные и подзаконные  акты

Устанавливают общие  положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны и утверждены с соответствии с ФЗ нормативные  документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности

III

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений

Регулирование специфических  вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений

Разработаны аккредитивными профессиональными аудиторскими объединениями 

Нормативные документы  министерств и ведомств

Регулирование специфических  особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский

Министерствами и ведомствами  принят и разрабатывается ряд  документов по видам аудита

IV

Внутренние аудиторские  стандарты

При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг

Разработаны и приняты  аудиторскими организациями 


 

Первый (верхний) уровень  включает закон об аудиторской деятельности, который был принят 30 декабря 2008 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

К документам второго  уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие  вопросы регулирования аудиторской  деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 29  (5-й, 6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу) стандарта (ПСАД) плюс 9 федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) Они основаны на официальном переводе международных стандартов аудита.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также  нормативные акты министерств и  ведомств, устанавливающие правила  организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно  к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской  деятельности, которые разрабатывают  аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

2.2. Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности

 

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.) знаменует  новый (третий) этап развития аудиторской  деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

Закон был подготовлен  рабочей группой с участием Министерства Финансов РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99- ФЗ от 4 мая 2011 г.

Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» включает 26 статей, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторских организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также и права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение  обязательного аудита и приведены  критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены  вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного  федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В законе определена ответственность  за нарушение законодательства РФ об аудите. В соответствии с федеральным  законом должны быть приведены все  нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Основные положения  закона получили в них конкретные уточнения и разъяснение, что  позволило регулировать аудиторскую  деятельности непосредственно, начиная  с момента его вступления в действие.

Прошедший период после  принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского  аудита, чему способствовало значительная работа, проделанная Министерством Финансов РФ по реализации основных положений закона. В развитии закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ.

2.3. Стандарты  аудиторской деятельности

 

В целях обеспечения  качества проведения аудита и оказания аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Правила (стандарты) аудита – это общие руководящие нормы  и правила, формирующие единые основополагающие требования, определяющие нормы и  правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

На основании аудиторских  правил (стандартов) регулируется качество профессиональной деятельности аудиторов.

Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий  подход к проведению аудита, масштаб  проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы  методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Следует иметь в виду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в  целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в ходе проведения аудита, которые могут быть различными, и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.

В мировой практике аудиторская  деятельность строится в соответствии с международными стандартами. Это, во-первых, общие стандарты, где изложена сущность, цели, задачи и обязанности сторон; во-вторых, профессиональные стандарты, где изложены понятия независимости, объективности, конфиденциальность выдаваемой информации, в-третьих, эксплуатационные стандарты, содержащие методику непосредственно аудиторских проверок, оценку их соответствия законодательным актам, и в-четвертых, стандарты, регламентирующие форму и сроки представления результатов аудита.

Система стандартов в  обобщенном виде включает в себя:

    1. международные стандарты;
    2. национальные стандарты;
    3. внутрифирменные стандарты.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

  • обеспечивает качество аудиторской проверки;
  • содействует внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.

С развитием рыночных отношений и интеграционных процессов  в экономике стран и, в связи  с этим, превращением отдельных аудиторских  организаций в крупные международные группы появилась необходимость в унификации аудита в международном масштабе.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций.

Разработкой международных  стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAS), являющаяся международным объединением лиц бухгалтерской профессии. Эта организация была основана в октябре 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита. Членами IFAS являются более 150 профессиональных организаций из 130 стран. Российская Федерация представлена в ней полноправным членом – Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России. В рамках IFAS аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

Информация о работе Нормативное обеспечение и регулирование аудита в РФ