Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:30, реферат
Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Введение
Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является
одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов
с коммерческими интересами предпринимателей,
предприятий независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности
и организационно- правовой формы
предприятия. Роль налогов в формировании
бюджетов государства очень значительна,
так как с помощью налогов
определяются взаимоотношения
Опыт налоговой системы
в России говорит о том, что
только законодательная форма дает
оптимальную возможность
1. Общая характеристика системы налогов РФ
1.1 Понятие, признаки и виды налогов РФ
Налоги стали важным элементом
экономических и финансовых отношений
уже с появлением государств. Они
обеспечивают государству выполнение
возложенных на него сложных и
важных для общества административной,
оборонной, хозяйственной функций.
Это предопределяет фискальную роль
налогов в государстве. Изменяя
объем централизуемых в бюджете
финансовых ресурсов, государство влияет
на экономическое поведение
В литературе можно найти немало определений налога. Выделим наиболее существенные его признаки:
– налог взимается государством и формирует специальные фонды удовлетворения общественных потребностей;
– налог взимается не произвольно, а на основании закона;
– налог – это сбор в денежной или натуральной форме, а отнюдь не личная повинность;
– налог не является платой за какие-либо государственные услуги и не находится в индивидуально эквивалентной количественной связи с ними;
– налог – это обязательный
сбор, который устанавливается
– Исходя из этих характеристик можно определить налог как безэквивалентный обязательный сбор, взимаемый государством на законном основании и являющийся источником формирования централизованных государственных фондов. При этом тождественны понятию "налог" исторически сложившиеся и закрепленные нормами русского языка термины "сбор", "пошлина", "платеж", "акциз".
Налогообложение – это
принудительное и безвозмездное
взимание правительством или местными
органами власти налогов с физических
лиц и организаций для
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.
Основной задачей налогов выступает формирование денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды. Другая задача налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.
Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.
Налоговая система – это
целостное экономическое
Г.Б. Поляков дает следующее
исчерпывающее определение
По использованию налоги
подразделяются на общие и целевые.
Общие налоги обезличиваются и поступают
в единую кассу государства; они
предназначены для
По органу, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, в Российской Федерации различают: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов федерации; местные налоги и сборы.
В зависимости от механизма
уплаты налоги и сборы делятся
на прямые и косвенные. Прямые налоги
и сборы устанавливаются
В зависимости от влияния
на мотивы экономического поведения
налогоплательщика налоги делятся
на две группы. К первой группе относят
налоги и сборы, которые не зависят
напрямую от уровня производства, продаж
и иных экономических показателей,
связанных с деловой
Вторая группа напрямую связана
с деловой активностью
______________________________
1.Поляков Г.Б. Налоги и налогообложение – М.:Юрайт, 2012. Скрипниченко В.С. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2011.
2.Кусняк Антон Развитие налоговой системы в России // Бухгалтерские вести от 25 января 2011 С.78-81
Рис. 1. Система налогов Российской Федерации
За время действия Налогового кодекса РФ состав налогов периодически корректировался при сохранении основных видов налогов. Единственным крайне спорным решением можно считать исключение в 2005 г. из перечня налогов таможенных платежей: разумеется, они весьма специфичны, но это не повод лишать их статуса налогов. С 2010 г. нет в Налоговом кодексе РФ и взносов в государственные социальные фонды.3
В 2011 г. в России взимались следующие федеральные налоги. Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории страны. К ним относятся:
1. НДС – косвенный налог,
форма изъятия в бюджет
2. акцизы – косвенный
налог на товары и услуги. По
способу взимания акцизы
3. НДФЛ – один из
видов прямых налогов в РФ.
Исчисляется он в процентах
от совокупного дохода
4. налог на прибыль
организаций – прямой налог,
взимаемый с прибыли
5. НДПИ – прямой, федеральный
налог, взимаемый с
6. водный налог – налог,
уплачиваемый организациями и
физическими лицами, осуществляющими
специальное и особое
7. сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
8. государственная пошлина
сбор, взимаемый c плательщиков, при
их обращении в
____________________________
3.Сякин Р.Р. Теоретические аспекты реализации специальных налоговых режимов в Российской Федерации//Университет им. В.И. Вернадского. №10-12(31). 2010. С.228-236
4.Скрипниченко В.С. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2011. Владимирова О.М. Налоги и налогообложение. – М.: НОРМА, 2011
1.2.Классификация налогов и сборов в РФ
Налоговый кодекс РФ предусматривает одну классификацию налогов: все налоги, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ). Федеральными признаются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В ст. 13–15 Налогового кодекса РФ закрепляется следующая система налогов:
К федеральным налогам и сборам относятся:
К региональным налогам относятся:
К местным налогам относятся: