Общая характеристика системы налогов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику. Любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)
  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Налоги подразделяются также  на прямые и косвенные.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными  доходами, реальные налоги исчисляются  в зависимости от предполагаемых доходов.

Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым  облагается реализация практически  любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и  неокладные. Окладные налоги исчисляются  налоговыми органами. К ним относится  ряд налогов, уплачиваемых физическими  лицами (транспортный налог, земельный  налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.

Целевые и общие (нецелевые) налоги. Налоги не могут увязываться  с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог  может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйств или ведомств.Ординарные и чрезвычайные налоги. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

По объекту обложения  могут быть: налоги на имущество, налоги на доходы (прибыль), на определенные виды деятельности.

Налоги и сборы также  систематизируются по другим основаниям: налоги, уплачиваемые физическими лицами, организациями, смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и  организациями.6

 

                              2.Роль и функции налогов

           2.1.Роль налогов в формировании финансов государства 
 
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, так как они обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в

________________________________

5.Налоговый Кодекс Российской Федерации // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998

6.Курбатова Ю.Д. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: Проспект, 2011.

финансовой системе страны.

Факторы социального и  экономического порядка стимулируют  обновление производственных отношений  в части налогов: так, переход  к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства  проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Также создается фонд обязательного медицинского страхования. 
В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной статей.7 
Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры в основном сводятся к следующему. 
Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ, доходами от приватизации и т.д. Использование кредитов Центрального банка резко ограничивается и переводится на коммерческую основу. 
Существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В ней повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного назначения. Прежде всего снижаются (на 70-80% и более) дотации убыточным государственным предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства.

Перестраивается и структура  доходной части бюджета. Бремя налогов  в значительной мере переносится  со сферы производства на сферу обращения  и потребления. Этим стимулируется  расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а следовательно и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления  бюджета (от приватизации и сдачи  в аренду госимущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.). Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (превышение определенного  размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи  от доходов предприятий-монополистов, устанавливается прогрессивное  налогообложение личных доходов). 
Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться. 
Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимосвязи между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая –дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга. 
В числе причин инфляции особо следует об экономическом поведении хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень налогообложения, идут на завышение цен (там, где это возможно) с целью получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста налоговой ставки. 
Увеличение доли налоговых отчислений от балансовой прибыли в основном обусловлено ростом средней заработной платы, превышающим ее нормируемый не облагаемый налогом уровень, выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее относились на себестоимость (налог на имущество, налог на рекламу). 
Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя их потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы  к проблеме налоговых функций  можно условно разделить на три  группы:

  • только фискальная функция;
  • фискальная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отношениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции  выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Наиболее логичным видится  выделение четырех функций налога:

  1. фискальной;
  2. распределительной (социальной);
  3. контрольной;
  4. регулирующей:

Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное

_________________________________

предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следуетотметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что  все остальные функции налогов  являются в большей или меньшей  степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы — большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот,  необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, при обложении личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобождаются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России — ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция  реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной — через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая  функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к

_______________________________

9. Боброва Е.А., Чулкова О.С.Теоретические аспекты специальных налоговых режимов// Финансы и кредит. 2011. №11 – С.44-51

10. Иванова Н. В. О возможности юридической оптимизации налоговой составляющей специальных налоговых режимов // Финансовое право.2011 №6.С.12-13.

 

 

 

потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство — налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение





экономики.8

2.2.Функции налогов

7.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

8.Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2008.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит  успех экономических преобразований в стране. Налоги являются источниками пополнения доходной части бюджета. Это безвозмездно присваиваемая часть дохода или выручки. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог, а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.

Устойчивую налоговую  систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических  отношений в обществе, созданный  производственный и научный потенциал.

В связи с этим налоги сложились в очень разнообразную  довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на прямые и косвенные  в зависимости от источника их взимания. В зависимости от налоговых  ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Различают  также маркированные и немаркированные  налоги. В зависимости от того, кто  взимает налог и в какой  бюджет он поступает, налоги делятся  на государственные и местные. Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц. По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у  источника.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Среди функций налогов необходимо выделить, прежде всего, фискальную, регулирующую, экономическую, распределительную, контролирующую и стимулирующую функции.

 

 

 

Литература

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Налоговый Кодекс Российской  Федерации // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998

2. ФЗ РФ "О налоге на игорный  бизнес" № 142-ФЗ. Утратил силу.

3. Федеральный закон от 30 декабря  1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о  разделе продукции"// Российская  газета от 11 января 1996 г

4. Федеральный Закон от 6.06.2003 г. "О внесении дополнения в  часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации" № 65-ФЗ// Парламентская газета от 15 ноября 2003 г. N 212.

5. Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О  налогах на имущество физических  лиц" в ред. от 27.07.2010// Ведомости  СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, N 8, ст. 362.

Учебная литература и научные труды:

6. Курбатова Ю.Д. Налоги и налогообложение  в РФ. – М.: Проспект, 2011.

7. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2008.

8. Поляков Г.Б. Налоги и налогообложение  – М.:Юрайт, 2012. Скрипниченко В.С. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2011.

9. Скрипниченко В.С. Налоги и  налогообложение. – М.: Юрайт, 2011. Владимирова О.М. Налоги и налогообложение. – М.: НОРМА, 2011

Периодические издания

10. Боброва Е.А., Чулкова О.С.Теоретические аспекты специальных налоговых режимов// Финансы и кредит. 2011. №11 – С.44-51

11. Иванова Н. В. О возможности  юридической оптимизации налоговой  составляющей специальных налоговых  режимов // Финансовое право.2011 №6.С.12-13.

12. Кусняк Антон Развитие налоговой системы в России // Бухгалтерские вести от 25 января 2011 С.78-81

13.Сякин Р.Р. Теоретические аспекты  реализации специальных налоговых  режимов в Российской Федерации//Университет  им. В.И. Вернадского. №10-12(31). 2010. С.228-236

 


Информация о работе Общая характеристика системы налогов РФ