Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:47, курсовая работа
Арбитражная практика по налоговым спорам достаточно обширна и интересна как с точки зрения применения законодательства о налогах и сборах, так и с процессуальной точки зрения. Прошли времена, когда в нашей стране господствовал взгляд на налоги как на элемент чуждой капиталистической системы. Сегодня, когда развиваются рыночные отношения, налоги стали неотъемлемой составной частью деятельности любого субъекта, участвующего в этих отношениях. Развитие налогового законодательства привело к принятию кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, на которых строится налоговая система. Налоговые органы превратились в достаточно сильную и грамотную структуру и, что особенно радует, продолжают учиться и совершенствовать свою деятельность.
Введение 2
1.Правовые механизмы защиты прав и интересов налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц 3
1.1 Защита прав налогоплательщиков в административном порядке 4
1.2.Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке. 6
1.3.Обращение в Конституционный суд Российской Федерации. 8
2. Налоговые споры, связанные с исками, предъявляемыми налогоплательщиками 10
2.1Иски об обжаловании действий (бездействия) и об обязанности совершить действие. 10
2.2 Иски об обжаловании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе внести в лицевые счета налогоплательщика записи об уплаченных налогах, и об обязанности внести такие записи. 12
2.3. Иски, связанные с налогом на добавленную стоимость (о возмещении налога на добавленную стоимость, об освобождении от обязанностей налогоплательщика) 14
"Экспортный" НДС 14
2.4. Иски об обжаловании действий, связанных с отказом в постановке на налоговый учет. 17
2.5. Иски о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов. 19
2.6. Иски о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов. 23
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Арбитражная практика по налоговым спорам достаточно обширна и интересна как с точки зрения применения законодательства о налогах и сборах, так и с процессуальной точки зрения. Прошли времена, когда в нашей стране господствовал взгляд на налоги как на элемент чуждой капиталистической системы. Сегодня, когда развиваются рыночные отношения, налоги стали неотъемлемой составной частью деятельности любого субъекта, участвующего в этих отношениях. Развитие налогового законодательства привело к принятию кодифицированного акта, включающего в себя основные принципы и нормы, на которых строится налоговая система. Налоговые органы превратились в достаточно сильную и грамотную структуру и, что особенно радует, продолжают учиться и совершенствовать свою деятельность. Налогоплательщики тоже не стоят на месте, приобретают налоговые знания и применяют их на практике. Наверное, именно этими обстоятельствами, в частности, можно объяснить увеличение количества налоговых споров и изменение их качества. Судебное рассмотрение налоговых споров является гарантией защиты и обеспечения баланса интересов всех участников налоговых правоотношений и государства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, хотя судебный прецедент в силу традиций нашей правовой системы не является источником права, состоявшиеся судебные акты, особенно высших судебных инстанций, оказывают существенное воздействие на практику. Это относится как к применению норм материального права, собственно законодательства о налогах и сборах, так и к применению норм арбитражного процессуального права.
Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплателыциками могут приобретать конфликтный характер, обусловленный противоречиями между финансовыми интересами государства, с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой. Поскольку налогообложение ограничивает право собственности гражданина (ст. 35 Конституции РФ), предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав - необходимое условие демократической налоговой системы.
Защита прав налогоплательщиков — это совокупность всех юридических, идеологических, материальных гарантий, установленных в рамках налоговой системы государства1. Они должны обеспечить соразмерность ограничений прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом. В узком смысле под защитой прав налогоплательщика понимается обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.
В теории права традиционно выделяют следующие формы нарушенных прав: судебная форма защиты, защита прав в административном порядке и с помощью конституционного судопроизводства2.Право налогоплательщика и налоговых агентов на обжалование решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц установлено в подп. 12 п. 1 ст. 21 ПК РФ и автоматически возникает в случае нарушения налоговыми органами каких-либо прав, перечисленных в ст. 21 НК РФ, а также в других нормах НК РФ.
Порядок реализации налогоплательщиком права на обжалование решений налоговых органов устанавливается в разделе 7 НК РФ: в вышестоящем налоговом органе (по инстанции), либо в суде. Такие возможности не являются взаимоисключающими, и ничто не может воспрепятствовать налогоплательщику (налоговому агенту) использовать обе процедуры обжалования одновременно.
1.1 Защита прав налогоплательщиков в административном порядке
Административный способ защиты прав заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи дела в суд. В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) их должностных лиц соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.
К преимуществам
Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине, подача жалобы возможна при наличии оправдательных документов3. Она подастся в произвольной письменной форме. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может ее отозвать на основании письменного заявления. Однако отзыв лишает права на ее подачу повторно по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган производится в сроки, указанные в ст. 139, то есть в течение 3-х месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. По общему правилу, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (п.1 ст.141 НКРФ). Однако если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствует законодательству, то данный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действие. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, получившего такой акт, либо вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 141 НКРФ).
Сама жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НКРФ) и в результате принимается один из следующих вариантов решений:
На действия или бездействие должностных лип вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.
В течение 3-х дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НКРФ).
1.2.Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке.
Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц закреплено в ст. 137-138 НКРФ. Обжалование производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, а физическими лицами, не имеющими статуса предпринимателя, - в суд общей юрисдикции.
НК не конкретизирует порядок рассмотрения таких исков, содержит лишь отсылочную норму к арбитражному процессуальному и гражданскому процессуальному законодательству. В ряде стран (например, в США и ФРГ) действуют специальные налоговые суды, которым подведомственны любые налоговые споры.
К преимуществам судебного способа защиты прав налогоплательщиков относятся:
Судебная практика по налоговым спорам выделяет следующие группы исков налогоплательщиков4:
1. Предъявление иска о признании недействительным ненормативного аи та налогового органа. Предметом обжалования по таким искам является:
Самым распространенным примером является неисполнение налоговым органом обязанностей по своевременному и полному возврату излишне уплаченных сумм налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НКРФ.
1.3.Обращение в Конституционный суд Российской Федерации.
При наличии сомнений в конституционности акта законодательства о налогах и сборах налогоплательщик может обратиться за защитой своих прав в Конституционный суд РФ. Это право основано на том, что обязанность по уплате налогов является конституционной. В соответствии со ст.125 Конституции РФ Конституционный суд проверяет конституционность применяемого или подлежащего применению закона по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросим судов.
В ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах Конституционный суд РФ дает толкование конституционных норм и формулирует основные принципы налогообложения. Если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, он объявляет их несоответствующими Конституции РФ. Граждане и их объединения вправе обращаться в Конституционный суд РФ с жалобой о признании неконституционным закона или отдельных его положений, если: этим законом нарушены их права и свободы и этот закон применен или подлежит применению в конкретном деле.
Таким образом, налогоплательщик вправе обращаться в Конституционный cyд лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.
2.1Иски об обжаловании действий (бездействия) и об обязанности совершить действие.
НК РФ построен так, чтобы соблюсти баланс прав и интересов участников налоговых отношений. Это тем более важно, что налоговые правоотношения являются по своей природе административно - правовыми, т.е. отношениями власти и подчинения. Субъект, находящийся в положении подчинения, чтобы обрести равенство с носителем власти, должен располагать возможностями обратиться за защитой к компетентному и независимому органу. Таким органом и выступает в данном случае арбитражный суд. Нормы, гарантирующие защиту прав налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов, собраны в разделе VII НК РФ "Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц".
Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Таким образом, обжаловать можно любые акты и действия (бездействие) налоговых органов при условии, что эти акты, действия (бездействие) незаконны (не соответствуют закону, не основаны на законе, противоречат закону) и, соответственно, нарушают права налогоплательщика (налогового агента).
Обжалованию актов ненормативного характера будет уделено большое внимание при рассмотрении вопроса о признании актов недействительными. Здесь же приведем пример, иллюстрирующий вышесказанное. Администрацией города Н. было обжаловано письмо МНС России, адресованное нижестоящим налоговым органам, в котором последним предписывалось соблюдение определенного порядка сбора и зачисления платежей в дорожные фонды. Истец полагал, что данное письмо нарушает его права, поскольку изменяет действовавший ранее порядок, вследствие чего бюджет города недополучает средства. В судебном заседании было установлено, что письмо издано МНС России в пределах своей компетенции, основано на законе и не противоречит ему, истцу непосредственно не адресовано, а непоступление средств в бюджет вызвано не самим письмом, а основанными на законе действиями налогоплательщиков. Кроме того, письмо не содержало каких-либо норм, предписаний и имело разъяснительный характер. При таких обстоятельствах суд счел спор не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде и производство по делу прекратил.
Информация о работе Обжалование актов должностных лиц налоговых органов