Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение вопросов организации налогового учёта в РФ, его целей и задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение налогового учёта, рассмотреть его содержание, основные цели и задачи;
2. Рассмотрение вопросов о необходимости ведения налогового учёта на предприятии;
3. Определить особенности применения налогового учёта на предприятии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1. НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
6
1.1. Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи
6
1.2. Необходимость ведения налогового учёта в России
10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
13
2.1. Особенности применения налогового учёта на предприятии
13
2.2. Различные подходы к ведению налогового учета
14
2.3. Положительные стороны ведения налогового учёта на предприятии

16
2.4. Требования Налогового кодекса к системе налогового учета
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
28
ПРИЛОЖЕНИЯ
30

Файлы: 1 файл

Бух. учет.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

5) обязательное документальное  подтверждение всех хозяйственных операций;      

6) «исторический» характер, т.е.  отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов;     

7) пользователи информации как  внутренние, так и внешние. [17,62]     

Таким образом, цели ведения обеих  учетов приблизительно одинаковые - формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные. Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом представлены в приложении 1.     

Как можно увидеть в таблице (приложение 1), далеко не тождественны определения в бухгалтерском  и налоговом учете первоначальной стоимости активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством.      

Таким образом, между налоговым и бухгалтерским учётом существует множество разногласий, что создает огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но данная проблема в настоящее время рассматривается законодателем, и принимаются все необходимые меры приведения бухгалтерского и налогового учёта и отчётности к одной системе.  Существование двух систем учета нерационально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приводит к дополнительным расходам. Именно поэтому единственно правильным решением является сближение налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Уже сейчас законодательство определяет налоговый учёт не как самостоятельную отрасль, а как продолжение бухгалтерского учёта.      

Перед тем, как дать ответ на вопрос о необходимости налогового учета  и отчётности, необходимо выделить две составляющие проблемы:     

1. Необходимость учёта и отчётности;     

2. Существующие механизмы ведения  учёта и предоставления отчётности.      

Итак: налоговый учёт и отчётность необходимы и неизбежны, так как  функционирование любой системы  подразумевает определённую систему  контроля, которую нельзя организовать без учёта и отчётности; необходимо менять механизм ведения налогового учёта и составления налоговой отчётности, приспосабливая для этого данные бухгалтерского учёта предприятия и дополняя установленные формы бухгалтерской отчётности соответствующими декларациями или декларационными разделами. То есть, произвести синтез (слияние) налогового и бухгалтерского учёта и отчётности.     

Важность скорейшего решения проблемы расхождения бухгалтерского и налогового учёта обуславливается также  предстоящим вступлением России в ВТО и с переходом бухгалтерской системы учёта и отчётности на МСФО. Международные стандарты сегодня во всем мире признаны следующей ступенью развития бухгалтерской отчетности - и с позиции используемых способов оценки активов и обязательств, и с точки зрения объема раскрываемой информации. А самое главное - с точки зрения полезности тех данных, которые формируются и раскрываются в финансовой отчетности.   
  
  
  
  
  
 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  НАЛОГОВОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 

2.1. Особенности применения налогового учёта на предприятии       

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических  регистрах налогового учета и  расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ). В НК РФ не дается определение первичных учетных документов, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин применяется в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:      

- наименование документа;      

- дату составления документа;       

- наименование организации, от  имени которой составлен документ;      

- содержание хозяйственной операции;      

- измерители хозяйственной операции  в натуральном и денежном выражении;      

- наименование должностей лиц,  ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность  ее оформления;      

- личные подписи указанных лиц.       

Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ:      

- наименование регистра;      

- период (дату) составления;      

- измерители операции в натуральном  (если это возможно) и в денежном  выражении;      

- наименование хозяйственных операций;      

- подпись (расшифровку подписи)  лица, ответственного за составление  указанных регистров.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

2.2. Различные подходы к ведению налогового учета      

Организация при разработке методики ведения налогового учета может  применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и  расходов (аналогично применяющейся  сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок.      

Первый способ оптимален для  небольших организаций, количество операций в которых невелико и  которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Что касается остальных организаций, то им больше подошел бы второй способ, однако он очень трудоемок.      

Казалось бы, можно выбрать третий путь - адаптировать для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (далее -бухгалтерский План счетов), пересмотрев порядок аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном плане счетов и бухгалтерский, и налоговый учет. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете не представляется возможным совместить два учета в одном.      

Велик соблазн просто заменить бухгалтерский  учет налоговым, то есть вести учет с использованием бухгалтерского Плана счетов, но отражая доходы и расходы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такой точки зрения часто придерживаются бухгалтеры организаций, которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Они мотивируют свою позицию тем, что их деятельность контролируют только налоговые органы, которых интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который становится ненужным.      

Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" все организации обязаны  составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.      

Некоторые предлагают компромиссный  вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.      

Это будет удобно бухгалтерам, ведущим  учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны будут добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.   
  
  
  
  
 

2.3. Положительные стороны ведения  налогового учёта на предприятии        

Для государства достаточно важно  поддерживать стабильный уровень налоговых  поступлений в течение всего  финансового года и пресечение возможных  налоговых нарушений в виде неполной уплаты или неправомерной задержки уплаты налогов. Одним из традиционных инструментов, позволяющих решить указанную задачу, является использование для целей налогообложения так называемого временного критерия признания доходов и расходов (признание по методу начисления либо по кассовому методу). На протяжении целого ряда лет этот критерий в обязательном порядке накладывался на правила ведения бухгалтерского учета, зачастую значительно искажая результаты бухгалтерской отчетности. Введение в действие гл. 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ и изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ, теперь наконец-то позволяют полностью освободить бухгалтерский учет от этого критерия признания, оставляя правило признания доходов и расходов по временному признаку только при исчислении налоговой базы НДС и налога на прибыль организаций (то есть в налоговом учете).      

Отдельное ведение налогового учета  позволяет значительно повысить качество работы бухгалтера и избежать целого ряда ошибок как при отражении  в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной деятельности, так и при расчете налогов. Часто приходится слышать от бухгалтеров, что объем и специфика бухгалтерской учетной работы не позволяют уделять достаточное внимание налоговой литературе и законодательству. Неизбежным следствием этого является лишь формальное соблюдение правил, установленных в налоговом законодательстве, без понимания смысла этих правил. В такой ситуации бухгалтер часто теряет контроль за происходящим и не может оптимизировать налоговое бремя собственной организации. В то же время сама идея налогового учета позволяет решить данную проблему.      

Ведение налогового учета отдельно от учета бухгалтерского позволит усилить  контроль за правильностью исчисления налогов со стороны налоговых  органов. Ни для кого не секрет, что на выездных налоговых проверках один и тот же инспектор сегодня проверяет торговую организацию, через неделю - производственное предприятие, через месяц - аудиторскую фирму. Специфика бухгалтерского учета хозяйственных операций для каждой из приведенных в качестве примера отраслей деятельности значительна. Поэтому до сих пор бухгалтеры пренебрежительно отзываются о квалификации налоговых работников, говоря об их неспособности досконально разобраться в тонкостях бухгалтерского учета. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.       

Одним из направлений проводимой в  настоящее время в РФ налоговой  реформы является как раз усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи мощным подспорьем является как раз введение налогового учета как самостоятельного участка учетной работы. Из учетных регистров исчезает вся специфика бухгалтерской двойной записи, а оставшаяся специфика экономики предприятия и управления финансами значительно меньше зависит от конкретной области деятельности и в гораздо большей степени поддается анализу с точки зрения элементарной логики. Таким образом, было бы по меньшей мере наивно предполагать, что единожды добившись от законодателей введения налогового учета, налоговые органы по собственной инициативе откажутся от этой позиции.      

И, пожалуй, последним существенным аргументом в пользу того вывода, что  налоговый учет - объективная реальность, с которой придется считаться  в дальнейшем, является общий тон  изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ. Как уже отмечалось выше, эти изменения позволяют полностью убрать из правил ведения бухгалтерского учета всю специфику собственно исчисления налогов.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
       

2.4. Требования Налогового кодекса к системе налогового учета       

Требования к системе налогового учета и составлению отчетности по налогу на прибыль изложены в  главе 25 Налогового Кодекса.

Основные требования ведения налогового учета определяют:      

-- объекты учета;      

-- правила группировки доходов  и расходов;      

-- порядок признания доходов  и расходов, в том числе и  для отдельных категорий налогоплательщиков  или особых обстоятельств;      

Информация о работе Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи