Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 23:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить состав и структуру налогового правоотношения;
2. определить основных участников налоговых правоотношений в Российской Федерации.
3.определить, что такое налоговая система и система налогообложения, и какое место они занимают в налоговом правоотношении.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования деятельности участников налоговых отношений ……………………………………….……..6
Общая характеристика правового статуса субъектов налоговых
правоотношений ………………………………………………………..6
Проблемы реализации права участников налоговых
правоотношений……………………………………………………..…11
Глава 2. Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования правоотношений по налогам и сборам………………………..14
2.1 Специальные виды деятельности участников налоговых
отношений …………...…………………………………………………14
2.2 Особенности юридической ответственности отдельных категорий
участников налоговых правоотношений ………………………….....21
Заключение………………………………………………………………...……..30
Список использованных источников………………………
Одним из существенных полномочий налогоплательщика является право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц. Жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов налогоплательщик определяет самостоятельно, причем обращение в один орган не исключает возможности подачи жалобы и в другой. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) - в суд общей юрисдикции.
1.2 Проблемы реализации права участников налоговых отношений
В любом современном индустриально развитом государстве основная масса публичных расходов покрывается за счет налогов, что позволяет называть его налоговым государством. Особенности политической и экономической системы советского периода позволяли нашей стране оставаться некоторое время исключением из этого общего правила. Реформы, проводившиеся в РФ с начала 90-х г.г. XX века, привели к коренному изменению экономического уклада. Уже на первом этапе рыночных преобразований возникла потребность как создании новой налоговой системы, так и в выдвижении принципиально иных подходов к регламентации налоговых отношений.5 Налоговое право в РФ должно было стать средством регулирования отношений по взиманию фискальных платежей в бюджетную систему страны, а также оказывать целостное воздействие на экономические, и социальные процессы. Прошедшие двадцать два года с момента вступления в силу основополагающего налогово-правового акта - Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы», заложившего фундамент действующей и ныне системы налогов и сборов, характеризовались непрерывными налоговыми реформами. За это время преобразования коснулись не только перечня действующих налогов и сборов, порядка их установления, введения и взимания, системы источников правового регулирования налогообложения, но и непосредственно всего процесса реализации налогово-правовых норм.
Углубление процесса демократизации политической системы общества, осуществление правовой реформы, преодоление последствий мирового финансового кризиса, создание условий и предпосылок для стабильного финансово-экономического существования государства обусловливают необходимость повышения роли и авторитета налогового закона, его строгого соблюдения и исполнения всеми субъектами отношений в области налогообложения. Данные обстоятельства предопределяют возрастание роли законности в финансово-налоговой сфере, предъявление повышенных требований к налоговой дисциплине, четкой реализации норм права, в первую очередь, в налоговом праве.
Издавая законодательные акты, государство заинтересовано в том, чтобы они были реализованы и на их основе складывались запрограммированные им правовые отношения. Анализ российского законодательства о налогах и сборах, позволяет выявить значительное количество норм, регламентирующих особый порядок принятия налоговых нормативно-правовых актов, которые закрепляют способы обеспечения наполнения бюджетов фискальными платежами, различные формы реализации прав и обязанностей публичных и частных субъектов, а также норм, регулирующих порядок привлечения к ответственности в случае нарушения законодательства о налогах и сборах. Многие из них нуждаются в усовершенствовании, что позволит обеспечить эффективность механизма реализации налогового права, усилить роль и значение нормотворческих органов, повысить результативность реализации налогово-правовых норм.6
Предоставление участникам общественных отношений прав, возложение на них юридических обязанностей связано с действием правовых норм. Кроме этого общеправовая наука выделяет и социальные свойства действия правовой нормы, социальную реализацию права, что обусловило целесообразность рассмотрения в диссертации и этого аспекта. Диссертант исследует проблемы реализации налогово-правовых норм с учетом того, что общеправовая теория, помимо правового регулирования, выделяет также правовое воздействие - весь процесс влияния права на социальную жизнь. Право, как известно, может действовать и реализовываться в различных формах с учётом информационно-психологических и инструментальных аспектов.
В современных условиях стадия реализации (норм) налогового права можно признать слабейшим звеном во всей правовой цепи, поскольку сложившиеся стереотипы действия акта в силу самого факта его принятия либо правового непослушания по-прежнему деформируют правовое сознание и поведение. Устойчивы и проявления правового нигилизма в налоговой сфере. К тому же слабо разработаны и плохо осуществляются механизмы реализации налогового права. Достаточно много дискуссионных вопросов имеется и в сфере применения различных налогово-правовых актов.7
Таким образом, исследование и анализ проблем, касающихся реализации налогово-правовых норм, имеет чрезвычайно важное значение как для науки финансового и налогового права, так и для практического использования при реализации субъективных прав и юридических обязанностей конкретными участниками налоговых правоотношений.
На основании изложенного тема курсовой работы представляется актуальной, имеющей теоретическое и практическое значение.
Глава 2. Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования правоотношений по налогам и сборам
2.1 Специальные виды деятельности участников налоговых
отношений
Налоговые органы и налогоплательщики являются участниками налоговых правоотношений.
Налоговые органы - это единая система контроля за:
1. соблюдением налогового законодательства РФ;
2. правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации
3. соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, 8осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Действующее законодательство оперирует понятием "налоговые органы" в узком (собственном) и широком смысле слова. В первом случае под ними понимается единая централизованная система, состоящая из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов. Под налоговыми органами в широком смысле слова в соответствии с НК РФ следует понимать Федеральную Налоговую Службу России и ее территориальные органы, а также государственные органы, наделяемые полномочиями налоговых органов.
К последним Налоговый кодекс относит таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
В случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом.
ФНС РФ и его территориальные органы относятся к федеральным органам исполнительной власти и представляют собой единую централизованную систему налоговых органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам.
ФНС РФ занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и является звеном федерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы.
ФНС РФ осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. ФНС РФ находится в ведении Министерства финансов РФ.9
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).
Понятие организаций и физических лиц установлено НК РФ: организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ; физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.10
Согласно НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Также существуют межрегиональные инспекции ФНС РФ, они занимают особое место в системе налоговых органов, так как они работают также и с проблемными налогоплательщиками.
Проблемные налогоплательщики - это юридические и физические лица из числа крупных налогоплательщиков, в отношении которых имеются подлежащие проверке совместно с правоохранительными органами данные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов и сборов путем полного или частичного сокрытия объектов налогообложения, получении не контролируемых налоговыми органами (теневых) доходов, а также признаки иных противоправных действий, препятствующих полному и своевременному внесению в бюджет и внебюджетные фонды соответствующих налоговых и иных обязательных платежей. К числу проблемных налогоплательщиков отнесены также предприятия и организации, занятые в сфере производства и реализации этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Полномочия межрегиональных инспекций ФНС РФ утверждаются приказами ФНС РФ. Деятельность органов основывается на Конституции РФ. Конституционные положения занимают центральное место в механизме правового регулирования данного вопроса. "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ". В частности, это означает, что все законы и иные акты законодательства РФ не должны противоречить Конституции РФ.
Следующий уровень системы нормативных правовых актов - это федеральные законы: Налоговый кодекс РФ; Закон РФ "О налоговых органах", Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и др.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
При решении острейших проблем, связанных с деятельностью налоговых органов, важное значение приобретает судебная практика. В этой связи следует упомянуть такие правовые акты, как Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-п по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ"; постановление Президиума ВАС РФ от 10 февраля 1998 г. N 5763/97 и постановление Пленума ВАС РФ от 20 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" и др.
Анализ налогового законодательства позволяет дать расширенный перечень основных задач, стоящих перед этими органами, которые решаются в первую очередь путем организации и проведения налогового контроля.
Налоговый контроль - это важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленная на создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства.