Основы налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:13, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ 4
1.1. СИСТЕМА НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4
2.1. ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ РФ 12
2. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ 20
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИИ 20
2.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 23
2.3. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

 

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных  приоритетов являются налоги. Они  выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.

Налог как экономическая  категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с  физических и юридических лиц.

С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять полученную прибыль.

Прибыль как экономическая категория  – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между  выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Соединив в одно целое  две вышеупомянутые экономические  категории, мы получаем один из видов  налога, посредством которого налоговая  система государства может выполнять  свойственные ей функции – это  налог на прибыль предприятий  и организаций.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли  предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации  в 1991 году  закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.

Однако постоянное экспериментирование  с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом  количестве издаваемых изменений и  дополнений часто не позволяет предприятиям правильно  ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами. 

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем  фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость.

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических  аспектов налога на прибыль как экономической  категории и анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий и организаций.

 

1. Теоретические основы налогообложения в РФ

1.1. Система налогов и налогообложения

 

Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина — это, в отличие от налога, плата за оказанные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которыми устанавливаются  конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

а) субъект налога или налогоплательщик  - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо, поэтому рассматривают и

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары  и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые  ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно,  что прогрессивные налоги - это  те налоги, бремя которых наиболее сильно  давит на лиц с большими  доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим  лицам, обладающим незначительными  доходами.

По платежеспособности  налоги классифицируют  на прямые и косвенные.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы  (облагается  относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Налоговая система в  Российской Федерации практически  была создана в 1990 г., когда в декабре  этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.  Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. В нем в частности говорится, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Сущность налога составляет изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Сложившийся в конце 90-х  гг.  в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств  в Федеральный бюджет.

Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные  недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.

Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое  и реальное увеличение доходов в бюджет может обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начнут работать лишь в более или менее отдаленном будущем.1

Все это подчеркнуло  необходимость осуществления налоговой  реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет.

Основным курсом налоговой  реформы было снижение федеральных  налогов, перенос их центра тяжести  с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между  налогоплательщиками и государством.

Результатом первого  этапа налоговой реформы явилось принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, первая часть которого  вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

В новом НК РФ, разграничились понятия налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

 

 

 

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны”2.

Определенный вклад  в теорию налогов сделали ученые-экономисты в России. Так, по мнению Н. Тургенева, “налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств. На сем основывается, и право правительства требовать податей от народа”3. А. Тривус считал, что “налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении, эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть”4. А. Соколов утверждал, что “под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйственных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента”5.

По мнению А. Соколова, налоги, как финансовый инструмент государства обеспечивают: собирание денежных сумм с населения, регулирование денежных доходов и частно-хозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов или прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением.

Рассматривая перечисленные функции, нетрудно заметить, что первая из них нуждается в уточнении, поскольку налоги взимаются не только с физических, но и с юридических лиц. Что же касается последней из названных функций, то, скорее всего, ее лучше выполняет цена, а действие налога опосредовано, как одной из составляющей цены.

Информация о работе Основы налогообложения в РФ