Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Ответственность за налоговые правонарушения представляет собой комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Она является разновидностью юридической ответственности и подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частности уголовной, гражданской, дисциплинарной. При этом ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ.

Содержание работы

Введение 3
Изменения в налоговом законодательстве 3
Налоговая ответственность 4
Понятие и состав налогового правонарушения 6
Объект налогового правонарушения 7
Объективная сторона налогового правонарушения 8
Субъект налогового правонарушения 8
Субъективная сторона налогового правонарушения 9
Меры ответственности за совершение налогового правонарушения 12
Налоговые санкции и их применение 12
Обстоятельства, смягчающие ответственность 13
Обстоятельства, отягчающие ответственность 15
Привлечение к ответственности 17
Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершение 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.docx

— 74.90 Кб (Скачать файл)

Если деяния по неуплате или неполной уплате сумм налога были совершены умышленно, то они влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Но налогоплательщик не подлежит ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога за конкретный период, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата этого налога, которая перекрывает сумму налога, не уплаченную в данном периоде, поскольку в целом по налогу задолженность перед бюджетом отсутствует. Если же у налогоплательщика переплата налога образуется в более поздний период по отношению к тому периоду, когда возникла задолженность перед бюджетом, то налогоплательщик может быть освобожден от ответственности при соблюдении им условий, установленных п. 4 ст. 81 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога может быть совершена несколькими способами — занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога, совершение других неправомерных действий или бездействия.

Занижение налоговой базы, как правило, имеет место при неправильном определении стоимостной, физической или какой-либо другой характеристик объекта налогообложения. В то же время занижение налоговой базы может произойти в результате грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (п.3 ст.120 НК РФ). В результате возникали споры по поводу того, какую статью надо применять. В своем Определении от 18 января 2001 г. N 6-О Конституционный Суд РФ указал, что положения п.п.1 и 3 ст.120 и п.1 ст.122 НК РФ не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Решение о применении конкретной статьи суд должен принимать самостоятельно, исходя из фактических обстоятельств дела и с учетом конституционно - правового смысла составов налоговых правонарушений.

Сложившаяся в настоящее время арбитражная практика исходит из того, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекших занижение налоговой базы, то применяется ответственность, установленная п.3 ст.120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем те, что указаны в ст.120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст.122 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 мая 2002 г. N 3097/01). Аналогичного подхода придерживается и МНС России в Письме от 23 июля 2002 г. N ШС-6-14/1060.

7. Статья 124. Незаконное  воспрепятствование доступу должностного  лица налогового органа, таможенного  органа, органа государственного  внебюджетного фонда на территорию  или в помещение

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действиями виновного лица, которые направлены на воспрепятствование только законному доступу должностных лиц. Доступ должностных лиц налоговых органов на служебную территорию или в служебное помещение налогоплательщика или налогового агента считается правомерным при условии предъявления ими служебного удостоверения и решения руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки. При отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных документов требование о доступе, высказываемое должностным лицом налогового органа, является неправомерным и налогоплательщик или налоговый агент вправе его не исполнять.

При оценке конкретного деяния, выразившегося в воспрепятствовании доступу должностных лиц, как противоправного следует учитывать также общие условия правомерности проведения выездных налоговых проверок, в рамках которых, исходя из смысла ст. 91 НК РФ, у должностных лиц налогового органа возникает право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента. Так, в соответствии со ст. 89 НК РФ налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

8. Статья 125. Несоблюдение  порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на  которое наложен арест

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия, нарушающие установленные ст. 77 НК РФ ограничения по владению, пользованию и распоряжению арестованным имуществом. По условиям п. 2 ст. 77 НК РФ арест может быть полным или частичным.

При полном аресте собственник лишается права распоряжаться арестованным имуществом, а владеть и пользоваться им может с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

При частичном аресте собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться арестованным имуществом с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

9. Статья 126. Непредставление  налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового  контроля

Закон предоставляет налоговым органам право в рамках налогового контроля требовать у налогоплательщиков и налоговых агентов документы, подтверждающие правильность исчисления (удержания) налогов и своевременность их уплаты (перечисления) в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Пункт 1 ст.126 НК РФ предусматривает взыскание штрафа за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Штраф взыскивается в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

К документам и сведениям, о которых говорится в п. 1 ст. 126 НК РФ, не относятся заявления о постановке на учет, информация об открытии или закрытии банковского счета, налоговые декларации, поскольку в НК РФ имеются специальные нормы, устанавливающие ответственность за их непредставление (соответственно ст. 116, 117, 118,119).

В п. 1 ст. 126 НК РФ речь идет о:

  • бухгалтерской отчетности (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);

  • документах, необходимых для исчисления и уплаты налогов (подп. 5

п. 1 ст. 23 НК РФ);

  • документах, запрашиваемых должностным лицом налогового органа,

проводящим налоговую проверку (ч. 4 ст. 88, ст. 93 НК РФ);

При применении ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, необходимо помнить, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган - на бумажном или магнитном носителе (п.45 Постановления Пленума ВАС РФ N 5).

10. Статья 129.1. Неправомерное  несообщение сведений налоговому  органу

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. А если несообщение (несвоевременное сообщение) имело место два раза и более в календарном году, то сумма штрафа до 5000 рублей.

К сведениям, за несообщение или несвоевременное сообщение которых может быть привлечен к ответственности по ст. 129.1 НК РФ налогоплательщик, относятся:

  • сведения об участии в российских и иностранных организациях;

  • сведения об объявлении несостоятельности, о ликвидации или реорганизации;

  • сведения об изменении места нахождения организации;

  • сведения об изменении места жительства гражданина;

  • сведения об изменениях в учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств;

  • сведения о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности.

Сходство норм ст.ст.129.1 и 126 НК РФ не позволяет с достаточной определенностью разграничить области их применения. Предполагается, что ст.129.1 НК РФ применяется только в том случае, когда невозможно применить ст. 126 НК РФ.

Заключение

Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии НК РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.

Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

Но существующее налоговое законодательство на данный момент далеко от совершенства. Оно все еще является довольно запутанным и противоречивым. Так, например, некоторые нормы шестнадцатой главы Налогового кодекса РФ нарушают требования соразмерности юридической ответственности.

В настоящее время остается еще много споров и противоречий по применению норм Налогового кодекса РФ, которые смогут быть разрешения путем внесения изменений в некоторые статьи Налогового кодекса РФ, разъяснений МНС, постановлений ВАС и путем накопления судебной практики по налоговым спорам.

Также остается спорным вопрос и о самой сущности налоговой ответственности, так как это понятие еще законодательно не закреплено. Соответственно, сейчас не существует единого мнения о том, является ли она самостоятельным видом юридической ответственности.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с учетом изменений)

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ

  1. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991

  1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

  1. Письмо МНС России от 28.09.2001 №ШС-6-14/734

  1. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2001

  1. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. - Спб.: Специальная литература, 1996

  1. Налоги и налогообложение: 2-е изд / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – СПб: Питер, 2001

  1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2003

  1. Щекин Д.М. Судебная практика по налоговым спорам. – М.: МЦФЭР, 2003

  1. Ведерников О.О. Ответственность налогоплательщика // Налоговые известия Московского региона, N 9, 2001

  1. Ведерников О.О. Ответственность налогоплательщика // Финансовая газета, N 29, 2001

  1. Виговский Е.В. Принципы презумпции невиновности при совершении налоговых правонарушений //Аудиторские ведомости, N 1, 2002

  1. Вилесова О.П., Казакова А.В. Ответственность налогоплательщика: обстоятельства, учитываемые при ее применении //Аудиторские ведомости, N 7, 2001

  1. Вильчур Н.Р. Привлечение к ответственности за непостановку на налоговый учет // Бухгалтерский учет, N 21, 2001

  1. Гусева Т.А. За налоговые правонарушения – административная ответственность? // Финансы, N 12, 2001

  1. Евтеева М.Ю. О практике применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда, N 4, 2000.

  1. Емельянов А.С. Правонарушения в области налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях // Налоговый вестник, N 11, 2002

  1. Иванов М.Д. Сроки давности при привлечении к ответственности // Налоговый вестник, N 2, 2002

  1. Короткова Л.А. Ответственность налоговых агентов за несвоевременное предоставление ими сведений о доходах физических лиц//Аудиторские ведомости, N 11, 2001

Информация о работе Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства