Перспективы развития налоговой политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение налоговой политики Российской Федерации, исследовать основные направления ее стратегии и тактики.
В соответствии с целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и выделить особенности налоговой политики государства;
2. Проанализировать современную налоговую политику в России;
3. Исследовать проблемы налоговой политики современной России,
выделить пути их решения;
4. Сделать выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования налоговой политики
государства……………………………………………………………………5
§1.1.Сущность и значение налоговой политики……………………………5
§1.2.Стратегия и тактика налоговой политики……………………………..6
Глава 2. Налоги и налоговая система в РФ на современном этапе………..9
§2.1. Принципы современной налоговой системы…………………………9
§2.2. Характеристика основных налогов в РФ……………………………..11
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой политики в РФ…16
§3.1. Наиболее актуальные проблемы, подлежащие решению…………...16
§3.2. Возможности совершенствования налоговой политики РФ………...19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Альметьевский государственный нефтяной институт.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, отсутствует  «системность» проведения реформ, которая  означает, что реформирование налоговой  системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и другие.

В-третьих, имеющиеся  недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Причинами такого состояния  налогового законодательства можно  назвать следующие:

1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность и разноуровневость концептуальных подходов к построению, как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

В рамках осуществления  налоговой реформы Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает необходимым решение следующих актуальных проблем:

- ослабление общего  налогового бремени путем более  равномерного распределения налоговой  нагрузки и постепенное снижение  ставок по основным федеральным налогам, и облегчение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- увеличение налоговых  льгот и полномочий региональных  и местных властей по их  предоставлению;

- отмена экономически  неоправданных налогов и сборов, исключение из самих механизмов  применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

- упрощение налоговой  системы за счет установления  исчерпывающего перечня налогов  и сборов с сокращением их  общего числа, а так же за  счет максимальной унификации  действующих режимов исчисления и порядка уплаты налогов и сборов;

- устранение противоречий  налогового и иных видов законодательства  Российской Федерации, обеспечение  прямого действия законодательства  о налогах и сборах.

Таким образом, любая  налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.14

 

§3.2. Возможности совершенствования  налоговой политики РФ                

На рубеже конца 80-х, начала 90-х годов наша страна, исчерпав все  ресурсы

плановой экономики  ощутила необходимость вхождения в рыночные отношения.

Решающую роль в переходе на рыночную экономику сыграла перестройка,

начавшаяся в 1985году.

Старая система налогообложения  предназначенная, в основном, для  крупных государственных промышленных предприятий оказалась не пригодной для использования в новых экономических условиях. Возникла необходимость создания новой системы налогообложения, приспособленной для использования в условиях рыночной экономики.15

     В настоящее  время распределение налоговых  поступлений между уровнями бюджетных отношений поставлено на объективную нормативную базу, хотя и представляет собой обширное поле для дискуссий. Важное экономическое и социальное значение имеет оптимизация налоговых платежей в сфере  бизнеса. В сложившейся практике налогообложения основное налоговое бремя несут юридические лица, что сдерживает эффективность бизнеса. Выступая в Государственной думе 16 августа 1999 года, Владимир Путин заметил, что 85% налогов платит бизнес, 15% - население и эту пропорцию нужно менять.     

Правительство РФ с 2000 года установило три шкалы ставок личного подоходного налога (12, 20  и 30%) со снижением предельной ставки.16

Далеко не все решения, регламентированные в НК, точны, бесспорны  и справедливы, а многие важные проблемы не нашли в нем отражения. Поэтому в недавно принятый кодекс уже внесен большой массив поправок и в Правительстве РФ готовятся новые предложения по его совершенствованию. По-видимому, создание ясной, стабильной и понятной налоговой системы - дело не слишком близкого будущего, но оно сдвинулось с мертвой точки и есть надежда на завершение этого процесса

Возьмем ситуацию с подоходным налогом. При определении ставок подоходного налога с физических лиц следовало бы исходить из принципа, что нельзя требовать от человека платить такие налоги, которые он не готов уплатить

психологически. Видимо налогоплательщику было бы предпочтительнее не уходить от налогов с риском для своей свободы, а платить по ставке - либо 20% , либо 30% в зависимости от уровня личного дохода. Конечно, давно назрел вопрос об адекватном повышении Налогооблагаемого минимума.

А для работодателей  облегчение ситуации заключалось бы в том, чтобы внести регрессивную шкалу платежей во внебюджетные фонды. “Теневая” составляющая бизнеса уменьшилась бы, если бы увеличение ставки подоходного налога на работников повлекло снижение платежей организации в государственные социальные внебюджетные фонды.

Конечно, элементарные условия  справедливости должны быть обеспечены: нельзя, чтобы для одних бизнесменов был создан тепличный налоговый режим, а для других – жесточайшие условия деятельности.17

Налоговая система Российской Федерации отличается высоким уровнем

налогообложения юридических  лиц, в то время как физические лица платят налоги по заниженным ставкам. В принятой части второй Налогового кодекса порядок налогообложения в этом отношении принципиально не изменился. К примеру, введение единого социального налога не сопровождается существенным

понижением социальных взносов, взимаемых с фонда оплаты труда. Полностью

отменен налог в пенсионный фонд, взимаемый с работающих. Представляется

правильным сокращение социальных взносов, уплачиваемых работодателем, при

одновременном увеличении ставок налогов, взимаемых с работников, по аналогии

с системой налогообложения США. Вместе с тем объединение всех социальных

взносов в единый социальный налог, а также передача полномочий по контролю

собираемости данного взноса налоговым органам, позволит улучшить налоговое администрирование на территории страны, упростит деятельность финансовых служб предприятий.

Стабильность налоговой  системы подразумевает неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение  длительного периода времени, что  предполагает отказ от каких-либо революционных  изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Современная налоговая  система должна быть справедливой, эффективной и доступной для  понимания Эффективность налоговой  реформы сегодня в решающей степени  зависит от способности государства  обеспечить увеличение темпов роста  производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий. Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации должно стать снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система должна всегда совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Так же важной целью налоговой  реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Основными направлениями  налоговой политики на 2012 год и  плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными  Правительством Российской Федерации  в 2011 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим направлениям:

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Налог на прибыль  организаций.

6. Налогообложение природных  ресурсов.

7. Введение налога  на недвижимость.

8. Налоговое администрирование.

Скорейшая реализация указанных  мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, полного выхода страны из посткризисного состояния, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

 Таким образом,  можно сделать вывод что, становление и развитие налоговой системы как одного из важнейших институтов государства, отвечающей объективным потребностям общества – процесс длительный и сложный. Поиски путей дальнейшего повышения эффективности налоговой системы относятся к области институциональных проблем. Формирование институтов в обществе подчиняется определенным законам. Крупные институциональные изменения происходят медленно, так как институты любого общества являются результатом исторических перемен и их формирование зависит как от формальных, так и от неформальных ограничений. Формальные ограничения (законы, конституции) можно изменить за одну ночь путем принятия политических и юридических решений. Неформальные ограничения (договоры и добровольно принятые кодексы поведения), воплощенные в обычаях, традициях и правилах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Именно поэтому институциональные изменения носят обычно инкрементный, а не дискретный характер, и даже дискретные изменения, такие как революции и различные изменения политического режима (как насильственные, так и конституционные), никогда не бывают абсолютно дискретными. Эти особенности институциональных изменений необходимо учитывать при проведении налоговых реформ. Для получения ощутимого, оцениваемого эффекта от введения новых налогов, изменения системы их сборов необходимо время, которого тем больше, чем радикальнее проводимые изменения.  
Заключение

Налоговая политика государства  является одним из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система Российской Федерации была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показывает несостоятельность  сделанного упора именно на фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги его душат, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

На сегодняшний день существует огромный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своей налоговой политики.

Обратим внимание на положительные  тенденции в сфере реформирования налоговой политики и системы  Российской Федерации, в последнее  время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, и, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.

Общая либерализация  налоговой системы способствовала некоторому сокращению теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрывавшихся от налогообложения.

В заключение, хочется  отметить, что важной тенденцией налоговой  политики является использование налогов в качестве гаранта социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Основными налоговыми инструментами обеспечения социальной стабильности в обществе должны стать: единый социальный налог, финансирующий сеть программ социальной поддержки, и система налоговых льгот при взимании налога на доходы физических лиц. Наиболее важным, с нашей точки зрения, направлением развития  методик и расчетов налоговой базы и системы социальных льгот в рамках подоходного налогообложения должна стать приоритетная поддержка института семьи в качестве основы социальной и экономической структуры общества.

Информация о работе Перспективы развития налоговой политики Российской Федерации