Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:24, статья
Неотъемлемой частью функционирования любого государства является бюджетная система, аккумулирующая в себе государственные средства, необходимые для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Огромный вклад в развитие отечественной системы государственных финансов внес видный государственный деятель XIX в. М.М. Сперанский. В работе «План финансов» М.М. Сперанский описал основные принципы построения бюджетной системы.
Общими доходами называются те, которые устанавливаются для общих государственных расходов, например подушная подать.
Частные доходы – те, которым присвоены особенные виды расходов. Так, на содержание каналов учреждается сбор с судоходства. Возможно существование специфических видов расходов, свойственных какой-то губернии, уезду или волости, что обусловливает назначение частного вида дохода для данной территории.
Обыкновенными доходами называются те, действие которых не может прерываться какими-либо случайными происшествиями и их использование относится к постоянным государственным нуждам. Такова суть большинства ныне существующих доходов.
Чрезвычайные доходы – те, которые устанавливаются на некоторое время и на случай нужды. К этому виду доходов М.М. Сперанский относил, в частности, выпуск необеспеченных бумажных денег (ассигнаций), полагая его чрезвычайным налогом.
Согласно современным
Позднее С.Ю. Витте оценил предложения
по классификации расходов и доходов
бюджета, изложенные М.М. Сперанским, следующим
образом: «Подробные правила по составлению
государственных росписей были установлены
в наказе министру финансов 1811 года,
в основу которого лег финансовый
план Сперанского. Однако составлявшиеся
по этому наказу сметы страдали многими
недостатками, и прежде всего бюджеты
далеко не отличались необходимой полнотой,
так как многие капиталы и целые
отрасли государственных
По мнению М.М. Сперанского, производя займы, государство достигает ряда позитивных результатов. Во-первых, оно доставляет пользу кредитору, принимая на себя обращение его капитала, который он сам употребить столь же без рисково и прибыльно не в состоянии. Взамен этого правительство, платя кредитору известные проценты, остальную часть дохода обращает в пользу государства. Во-вторых, оно уравнивает налог, затрагивая займом такую часть доходов, которая ранее не была включена в хозяйственный оборот. Производя заимствования, правительство активно воздействует на состояние денежного рынка, способствуя установлению на нем равновесия. В-третьих, за счет займов оно умножает источники своих доходов, а также значительно увеличивает количество финансовых ресурсов, используемых для расходов. Заимствования правительства в случае необходимости могут вести к ограничению рынка свободных капиталов и существенно влиять на характеристики его развития.
Внутренние заимствования
Из сказанного следуют два общих правила:
• правительство должно всегда иметь открытый и умеренный заем и употреблять его для расчетов по долгам и совершенствования своей доходной базы;
• при чрезвычайных случаях нет более эффективного средства для решения насущной проблемы, как произвести заем. На этой же теории основаны частные векселя и закладные бумаги, которые приносят пользу и государственному, и частному секторам экономики.
Таким образом, использование инструмента
заимствования позволяет
Все источники государственных
доходов и все расходы должны
соединяться в одном
В бюджетной системе страны не должно существовать никаких налогов и расходов без утверждения и отчета. Основные принципы бюджетного процесса Сперанскому виделись следующим образом. После рассмотрения расходов и доходов они представляются на высочайшее утверждение и потом становятся законом для обязательного использования при составлении всех будущих смет. Причем все расходы производятся из Казначейства не иначе как по обращениям министров и за их подписью. Никакое бюджетное назначение не должно превышать кредита, открытого тому или иному министерству в Казначействе в установленные сроки. Для этого каждый месяц все министры должны вносить в Министерство финансов отчет об использовании кредитов и предварительную смету сумм, которые в течение ближайшего месяца будут истребованы. Министерство финансов не имеет права производить в течение года никаких расходов, не утвержденных в бюджетной росписи.
В управлении финансами Сперанский различал три составляющие: управление источниками доходов; управление движением капиталов; общую проверку, или ревизию счетов. Первая из этих управленческих задач принадлежит Министру финансов, вторая – Министру Казначейства, или Государственному казначею, третья – Главному директору государственных счетов, или Государственному контролеру Эти три задачи вместе образуют функции Министерства финансов.
Главный предмет деятельности Министра
финансов – внесение законодательных
предложений, а также управление
источниками доходов. К вопросам
Министра Казначейства относятся: прием
и движение сумм, входящих из разных
источников, включая ежегодное
Важнейшая задача Главного директора
государственных счетов состоит
в том, чтобы получать и проверять
счета приходов и расходов всех органов
управления. Это касается не только
общегосударственных, но и губернских,
уездных и волостных приходов
и расходов. Главная цель – обнаружение
злоупотреблений в сборе
На базе «Плана финансов» М.М. Сперанского Александр I издал Императорский манифест «О мерах к уменьшению государственных долгов; о прекращении выпуска в оборот новых сумм ассигнациями и о возвышении некоторых податей и пошлин» от 2 февраля 1810 г., в котором, в частности, говорилось:
«…Постановили Мы рассмотрение настоящего Положения приходов и расходов и устройство их на будущее время. В сем намерении на уважение его план финансов, составленный на началах части сей свойственных.
При рассмотрении мер, в плане сем
предлагаемых, долги государственные
обратили на себя главное внимание.
Открывая промышленности удобную и
верную ссуду, они способствовали движению
капиталов и поощрению
Первое основание уплаты долгов есть остановить их приумножение. Но средства, на ныне текущий год приемлемые по самой настоятельности нужд, ограничиваются двумя: всевозможным сокращением расходов и приумножением в существующих ныне податях и налогах. Настоящие подати и налоги при первоначальном их установлении были весьма умеренны, впоследствии уменьшаясь с умножением ассигнаций, они в ущерб казны упали во всех частях более нежели вдвое. Ущерб сей в течение минувших лет вознаграждаем был внутренними долгами.
По сему умеренное возвышение податей, устанавливаемое именно на тот конец, дабы отменить и уничтожить ежегодный налог в виде долгов, доселе существовавший, дабы положить надежные основания их уплаты, дабы поддержать самый кредит Государственных ассигнаций, дабы постановить твердое начало лучшему устройству финансов и единовременным усилием преградить навсегда их затруднения…
Отныне все чрезвычайные расходы учреждать не иначе, как по предварительном рассмотрении входящих от Министерств представлений в Государственном совете.
Все статьи казенных доходов, в каком
бы отдельном управлении они ни состояли
и из каких бы источников ни поступали,
считать принадлежащими Казначейству
точно так же, как бы действительно
в Казначействе они находились. Никакая
выдача, никакое сверхштатное назначение
из них не должно быть производимо
иначе, как с предварительным
согласием Министра финансов, и по
тем же самым правилам, по коим чиниться
имеют все расходы
Предлагая реформировать систему
государственного финансового управления,
М.М. Сперанский стремился укрепить
доверие общества, причем не к конкретному
лицу, а к государственным
М.М. Сперанский объяснял возникшие проблемы при реализации предложенных мер следующими причинами: слабыми средствами управления и отсутствием точной информации о состоянии государственного хозяйства. В записке, поданной им Александру I по поводу совершенствования деятельности министерств, рассматривались недостатки министерств образца 1802 г. Они заключались, в частности, в нехватке ответственности, «которая не должна состоять только на словах, но была вместе и существенною»; неточности в разделении дел, основанном на случайном соединении прежних ведомств, а не на естественных отраслях государственного управления.
Вместо прежнего неэффективного смешения
коллегиальных и
М.М. Сперанский считал, что существо власти, вверяемой министрам, – принадлежать единственно к порядку исполнительному. Никакой закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего не могут быть установлены властью министра.
На Министерство финансов была возложена обязанность отрабатывать все сметы с комментариями, составлять общий план расходов и примерную смету доходов и вносить эти материалы на рассмотрение Государственного совета не позже октября текущего года. Этими инициативами Сперанского были утверждены принципы отчетности и поверки качества управления. Первый обстоятельный бюджет России, обсужденный постоянным государственным учреждением, был составлен Сперанским. Наконец, устранялся финансовый произвол, и распоряжения власти подкреплялись растущим доверием общества и гласностью проводимых мероприятий.
Сперанский писал, что если раньше каждый министр мог свободно черпать из так называемых экстраординарных сумм, то при новом порядке все надлежало вносить в годовую сумму, потом почти каждый рубль подвергать учету в двух инспекциях совета, часто терпеть отказы и почти всегда уменьшение и в конце всего ожидать еще ревизии контролера.
Как отметил И. Блиох: «Применение финансового плана Сперанского отнюдь не остановило его преобразовательной деятельности по государственному устройству. Государственная реформа Сперанского далеко еще не была закончена. В создании Государственного совета, финансовой отчетности и т. п. только были заложены те основы, на которых предполагалось перестроить все здание государственного управления».
В рассматриваемом Манифесте
Следует отметить, что главные принципы
бюджетного устройства (прежде всего
законодательное оформление бюджета,
классификация доходов и
Информация о работе «План финансов» М. Сперанского и принципы бюджетной системы России