«План финансов» М. Сперанского и принципы бюджетной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:24, статья

Описание работы

Неотъемлемой частью функционирования любого государства является бюджетная система, аккумулирующая в себе государственные средства, необходимые для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Огромный вклад в развитие отечественной системы государственных финансов внес видный государственный деятель XIX в. М.М. Сперанский. В работе «План финансов» М.М. Сперанский описал основные принципы построения бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

ПЛАН ФИНАНСОВ.docx

— 39.02 Кб (Скачать файл)

Бюджетный кодекс устанавливает общие  принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации  и функционирования бюджетной системы  Российской Федерации, правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания  на средства бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, основания и  виды ответственности за нарушение  бюджетного законодательства России.

Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий  привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства России.

Помимо Бюджетного кодекса в  структуру бюджетного законодательства включают также принятые в соответствии с ним федеральные законы о  федеральном бюджете, федеральные  законы о бюджетах государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации, законы субъектов Федерации о  собственных бюджетах, законы субъектов  Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Нормативные правовые акты, принимаемые  в области бюджетного регулирования, не могут противоречить Бюджетному кодексу. При наличии такого противоречия применяется Бюджетный кодекс.

Президент Российской Федерации имеет  право издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения, которые  не должны противоречить Бюджетному кодексу и иным нормативно-правовым актам, относящимся к бюджетному законодательству Правительство Российской Федерации также обладает правом принятия нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, но лишь на основании и во исполнение Бюджетного кодекса, иных актов бюджетного законодательства и указов Президента.

В случае, если международным договором Российской Федерации закреплены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Как правило, применение международных договоров к бюджетным правоотношениям носит непосредственный характер, за исключением тех случаев, когда для их применения требуется издание дополнительных внутригосударственных актов.

Акты, регулирующие бюджетные правоотношения, не имеют обратной силы и применяются  к отношениям, возникшим после  их введения в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом или федеральным законом.

Бюджетным кодексом определено, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет принимается в  виде федерального закона, который  утверждается на очередной финансовый год и плановый период и вступает в силу со дня его подписания. Указанный закон подлежит опубликованию  немедленно после его принятия и  подписания в установленном порядке.

В рамках бюджетного процесса Российская Федерации, ее субъекты и муниципальные образования обладают бюджетными полномочиями.

Бюджетные полномочия — установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

В состав бюджетных полномочий Российской Федерации входит:

• установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

• установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

• составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета;

• установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Федерации и иной бюджетной отчетности;

• определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, их установление и исполнение;

• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

• определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

• установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

• определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

• определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и его осуществление;

• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также их предоставление;

• определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

• осуществление государственных заимствований, предоставление государственных гарантий от имени Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и управление государственными активами;

• установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, а также установление, детализация и определение порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам;

• установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

• установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации (органов местного самоуправления);

• временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации;

• установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

• установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• иные бюджетные полномочия в соответствии с законодательством России.

К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

• установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

• установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации;

• установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Федерации;

• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации;

• предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации;

• установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

• осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Федерации;

• установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;

• временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

• в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

• иные бюджетные полномочия, отнесенные к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации.

И наконец, муниципальные образования наделены следующими бюджетными полномочиями в рамках бюджетного процесса:

• установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

• составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

• установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

• определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

• осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

• установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

• в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

Информация о работе «План финансов» М. Сперанского и принципы бюджетной системы России