Понятие и предмет налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права
1.1 Понятие и предмет налогового права
1.2 Метод налогового права
1.3 Место и роль налогового права в системе российского права
1.4 Система налогового права
1.5 Налоговое право как отрасль науки
1.6 Налоговое право как учебная дисциплина
Глава 2. Принципы и источники налогового права
2.1 Принципы (основные начала) налогового права
2.2 Источники (формы) налогового права
Глава 3. Дополнительные источники налогового права
3.1 Подзаконные нормативные правовые акты
3.2 Решения органов конституционной юстиции
Глава 4. Налоговые теории
4.1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория
4.2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и предмет налогового права.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому совершенствование  налогового законодательства должно идти не по пути развития подзаконного нормотворчества, а по пути совершенствования самих законов о налогах, установления таких механизмов преодоления пробелов в законодательстве, которые позволяли бы, не прибегая к изданию инструкций, на основании самого закона определять правильный вариант поведения.

Конечно, совсем обойтись при налогообложении без подзаконных нормативных актов невозможно.

Это объясняется  рядом причин. Во-первых, некоторые  вопросы налогообложения требуют  достаточно оперативного решения, что  не обеспечивается законодательной  процедурой. Например, введение сезонных таможенных пошлин актуально в течение короткого периода. Во-вторых, решение ряда проблем, имеющих технический характер, целесообразно поручить специализированным ведомствам, а не "загромождать" ими закон. Вряд ли является правильным утверждать на законодательном уровне формы налоговых деклараций, расчетов и т.п. В-третьих, поскольку налогообложению присуща и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, ответственного за проведение социальной и экономической политики в той или иной области. Например, перечень товаров первой необходимости, облагаемых НДС по льготным ставкам, определяло Правительство РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации не включает подзаконные  нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, отводит им исключительно подчиненную роль (схема 1).

Схема 1

Выделяют две категории  подзаконных нормативных актов - источников налогового права: акты, принятые на основе законодательного делегирования, и акты, издаваемые в развитие законов и имеющие целью обеспечить их выполнение. Обе категории подзаконных актов издаются на основании и в соответствии с законодательством, не могут противоречить ему, изменять его или дополнять.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст.4).

Делегирование представительными  органами власти своих исключительных законодательных полномочий органам исполнительной власти ограничено. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два случая делегирования полномочий Федерального Собрания РФ Правительству РФ.

Пунктом 1 ст.53 части первой НК РФ предусмотрено, что в случаях, указанных в настоящем Кодексе, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных настоящим Кодексом. В соответствии со ст.59 части первой НК РФ Правительству РФ поручено установить порядок списания безнадежной задолженности по федеральным налогам и сборам.

Правительство РФ полномочно принимать и другие нормативные  акты, связанные с исчислением  и уплатой налогов. Например, ст.64 части первой НК РФ предусматривает  возможность отсрочки или рассрочки  платежа налога налогоплательщикам, чья деятельность носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

3.2 Решения органов  конституционной юстиции

В последнее время в  РФ большое значение в регулировании налогообложения приобрели решения органов конституционной юстиции, прежде всего - Конституционного Суда Российской Федерации.

Рассматривая жалобы и  заявления граждан, предприятий, государственных  органов, КС РФ толкует конституционные  нормы, дает конституционное толкование нормативных актов (придает нормативным актам конституционный смысл), интерпретирует общие принципы права. В результате этого модернизируются представления о юридическом содержании конституционной формы. КС РФ не изменяет словесной формы статей Конституции РФ, а толкует их, уточняет их смысл.

Можно сказать, что КС РФ занимается правотворчеством особого рода. Сформулированные им правовые нормы имеют особую форму, которая называется "правовая позиция  КС РФ". Правовая позиция КС РФ - это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части Постановления КС РФ.

Правовая позиция всегда связана с резолютивной частью постановления  КС РФ, однако важно запомнить, что  понятия "правовая позиция" и "решение  по делу" не совпадают. Правовая позиция - это не вывод о несоответствии того или иного закона Конституции РФ, а основание для такого вывода.

Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения КС РФ, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ.

Эти решения ограничивают усмотрение законодательного органа, поскольку юридическая сила постановления  КС РФ о признании акта неконституционным  не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (ч.2 ст.79 Закона о Конституционном Суде). Ряд выраженных КС РФ правовых позиций трансформируется законодателем в нормы законов.

Для всех судов правовые позиции  как часть решения КС РФ имеют  преюдициальную силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды обязаны применять сложившиеся в практике КС РФ правовые позиции.

Так, если КС РФ на основе сложившейся  правовой позиции о содержании статьи Конституции РФ признал норму  конкретного закона о налоге не действующей  как противоречащую Конституции РФ, то суды не могут опираться на нормы, содержащиеся в других законах, но аналогичные по содержанию отмененной норме.

Решения КС РФ и выраженные в них правовые позиции обязательны  и для самого КС РФ. Он связан системой аргументации, интерпретацией конституционных норм и принципов, выраженных в предыдущих постановлениях КС РФ.

Изменение правовой позиции  КС РФ возможно, однако это допустимо  в исключительных случаях и с  соблюдением особой, усложненной  процедуры.

Правовые позиции КС РФ в отношении проблем налогообложения выражены в особой форме. КС РФ в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения и сборов. В случае, если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, КС РФ объявляет эти акты не соответствующими Конституции РФ.

Поэтому изучение правовых позиций  КС РФ по вопросам налогообложения  и сборов в основном состоит в  изучении сформулированных в постановлениях КС РФ основных принципов налогообложения и сборов, определении их содержания, сфер и способов применения.

В ряде постановлений КС РФ выделил важнейшие критерии, которым  должна отвечать практика налогообложения  в правовом демократическом государстве. Кроме того, КС РФ дал примеры применения этих критериев в конкретных обстоятельствах и тем самым выразил свою позицию относительно их правового значения.

Сформулированные КС РФ правовые позиции касаются различных сторон налогообложения.

Во-первых, КС РФ рассматривает проблемы соответствия налогообложения основам конституционного строя РФ. В ряде постановлений КС РФ выражены правовые позиции по проблемам полномочий органов государственной власти в определении условий налогообложения, о порядке принятия и вступления в действие нормативных актов о налогах и сборах, о составе налогового законодательства. Именно КС РФ впервые дал нормативное определение налогового платежа.

Во-вторых, важное значение имеют  постановления КС РФ по вопросам налогового федерализма, в которых подняты проблемы системы налогов в РФ, полномочий Федерации и субъектов Федерации по определению условий взимания региональных налогов. Особое значение для сохранения экономического единства РФ имеют постановления КС РФ по вопросам единства налоговой политики, распределения сумм налоговых доходов между Федерацией и субъектами Федерации.

В-третьих, большое внимание КС РФ уделяет проблемам содержания законов о налогах, защиты прав налогоплательщиков. Для совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики особый смысл имеют выводы КС РФ о принципе равного налогового бремени, о равноправии в налоговой сфере и др. Значительные коррективы внес КС РФ в практику взимания штрафов за налоговые правонарушения, рассмотрения судами споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Правовые позиции КС РФ во многом учтены при составлении  проекта НК РФ. Положения НК РФ о  составе налогового законодательства, о системе налогов и сборов в РФ, об основных началах законодательства о налогах и сборах, об основаниях привлечения к ответственности за налоговые правонарушения и другие базируются на выраженных в постановлениях КС РФ правовых позициях.


Информация о работе Понятие и предмет налогового права