Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 07:56, контрольная работа
Право собственности вообще - это юридическое выражение, форма закрепления экономических отношений собственности и представляет собой урегулированные законом общественные отношения, возникающие при осуществлении владения, пользования и распоряжения объектами собственности
6. Возникновение права собственности на землю
Право собственности на землю может возникнуть при наличии определенных юридических фактов, отмеченных в конституционном, гражданском, земельном законодательстве. Такие юридические факты разделяются на первичные и производные. Почти во всех странах мира к первичным фактам относятся: захват незанятых свободных земель, захват их в результате захватнических войн, перераспределение крепостнических и общественных земель, конфискация и национализация земли.
Производный способ приобретения права собственности на землю связан с переходом права собственности на землю на основании акта распоряжения землей, который исходит от предыдущего владельца, то есть от государства. В последующем с проведением земельной реформы к производным способам приобретения права собственности на землю стали относить договоры купли-продажи, дарения, мены, акты наследования и др. Согласно ст.125 ЗК Украины право собственности на землю возникает с момента государственной регистрации этого права. Ст.126 ЗК Украины содержит перечень документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок. Согласно ч.1 этой статьи основным документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок - является государственный акт. Однако, если земельный участок приобретен из земель частной собственности без изменения его границ и целевого назначения, право собственности на такой земельный участок удостоверяется гражданско-правовым договором, заключенном в установленном законом порядке либо свидетельство о праве на наследство (ч.2 ст.126 ЗК Украины).
Государство является особенным субъектом правоотношений, и основания приобретения в собственность земли отличается от оснований приобретения земли в иную собственность. Перечень оснований приобретения государством собственности на землю определен ч.5 ст. 84 ЗК Украины. Наиболее важным основанием возникновения права собственности на природные ресурсы у государства является национализация земли, провозглашенная 24 августа 1991 года Актом независимости Украины. По своей сути национализация была принудительным изъятием земли у федеративного государства - СССР и переводом ее в собственность Украины на основании специальных законодательных актов.
Основания возникновения права коммунальной собственности на землю предусмотрены ч.4 ст.83 ЗК Украины. Основным - является возникновения права коммунальной собственности территориальных громад - бесплатная передача природных ресурсов, которые находились в государственной собственности. Перераспределение природных ресурсов между государством и территориальными громадами осуществляется путем разграничения их в натуре на местности с оформлением соответствующей землеустроительной и кадастровой документации, и выдачей государственного акта о праве собственности. Перераспределение земли между государством и территориальными громадами регулируется Законом Украины от 05.02.2004 г. «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности». Реализация этого закона заключается в осуществлении организационно-правовых мероприятий по разделу земель государственной собственности на земли территориальных громад и земли государства, а также по определению и установлению в натуре (на местности) границ земельных участков государственной и коммунальной собственности.
В коммунальную собственность могут переходить земли в порядке наследования по завещанию, либо в случае признания судом земельного участка вымороченным имуществом (в случае отсутствия у наследодателя наследников по завещанию или по закону).
В общегражданском порядке территориальные громады могут приобретать право собственности на земельные участки по договорам: купли-продажи, мены, дарения, ренты и др. Договор отчуждения земельного участка в соответствии с нормами ГК Украины, должен быть удостоверен нотариально. Особенным условием возникновения права коммунальной собственности является принудительное отчуждение земельных участков у частных собственников в случае возникновения общественных нужд или общественной необходимости. Это разные понятия и разные основания приобретения права коммунальной собственности. Перечень общественных нужд четко определен в ст. 146 ЗК Украины и является исчерпывающим. Условия принудительного отчуждения земельных участков в случае общественной необходимости определены в ст.147 ЗК Украины.
Перечень оснований приобретения территориальными громадами права собственности на землю, указанный в ст.83 ЗК Украины не является исчерпывающим. Так, одним из оснований возникновения права коммунальной собственности на земельный участок является переход в собственность территориальной громады бесхозяйного имущества. Такой переход регулируется нормами гражданского законодательства, т.к. данная норма в земельном законодательстве отсутствует.
Основной способ приобретения в частную собственность земельных участков юридическими лицами и гражданами - это приобретение их на основании гражданско-правовых соглашений: договоров купли-продажи, дарения, мены, а также в порядке наследования. Особенности приобретения земельных участков в собственность на основании гражданско-правовых соглашений предусмотрены главой 20 Земельного Кодекса Украины. Как правило, продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности юридическим лицам и гражданам осуществляется на конкурсной основе (аукцион, конкурс). Земли сельскохозяйственного назначения имеют право приобретать в собственность только граждане Украины и юридические лица Украины, учредительными документами которых предусмотрено ведение товарного сельскохозяйственного производства. Частными несельскохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями, религиозными организациями и объединениями граждан земли сельскохозяйственного назначения могут приобретаться в собственность только с целью ведения подсобного хозяйства.
Договор отчуждения земельного участка подлежит нотариальному удостоверению. Заключение таких договоров осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Украины с учетом требования Земельного Кодекса Украины. Договоры о переходе права собственности на земельные участки считаются заключенными с дня их нотариального удостоверения и государственной регистрации.
Особенностью приобретения права частной собственности на земельные участки гражданами является приватизация, т.е. бесплатная передача в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, получение земельных участков вследствие приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, либо получение земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных ЗК Украины (ст. 121 ЗК Украины).
7. Прекращение права собственности на землю
Порядок прекращения права собственности на землю регулируется главой 22 Земельного Кодекса Украины. Статья 140 ЗК Украины регулирует прекращение права собственности юридических и физических лиц на земельный участок. В ней приводится перечень оснований, при наличии которых субъективное право собственности прекращается. Таких оснований семь и из содержания данной статьи следует, что они являются исчерпывающими. То есть другие юридические факты, не перечисленные в данной статье, не могут рассматриваться как основания прекращения права собственности на земельный участок.
Условно предусмотренные основания можно разделить на следующие группы:
Первую группу составляют основания прекращения права собственности на землю субъектов земельных отношений: при добровольном отказе собственника от прав на земельный участок; отчуждение земельного участка по решению собственника; смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника. В указанных случаях не находит проявления властные полномочия органов государственной исполнительной власти или судебных органов. Прекращение субъективного права происходит исключительно в связи с самостоятельным волеизъявлением собственника земельного участка или его смертью. Функция государственных органов в таких случаях - юридически оформить такое прекращение права.
Вторую группу составляют следующие основания прекращения права на землю: при обращении взыскания на земельный участок по требованию кредитора; конфискация по решению суда. В указанных случаях речь идет о том, что собственника лишают права собственности на землю без его согласия и при наличии нарушения им тех или иных норм законодательства.
Третью группу составляют следующие основания прекращения права на землю субъектов земельных отношений: отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; не отчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, установленных Земельным кодексом Украины. В этих случаях собственника земельного участка лишают прав на землю без его на то согласия. Однако при этом у собственника отсутствует вина, связанная с нарушением тех или иных норм законодательства Украины. Прекращение права в указанных случаях происходит по решению органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления или судебных органов.
Особенностью прекращения права государственной и коммунальной собственности на землю является то, что оно происходит только на основании решения собственника о передаче (продаже, отчуждении) земельного участка.
В случае прекращения права частной собственности на землю в принудительном порядке, любое лицо имеет право на защиту своего гражданского права и в случае его нарушения, непризнания либо оспаривания, обратиться в суд, к нотариусу или применить способы самозащиты, противодействия, которые не запрещены законом и не противоречат моральным устоям общества (ст.152 ЗК Украины).
Задача
Глава районного суда Пухляк принял решение, выделить земли сельскохозяйственного назначения для нужд не связанных с ведением сельскохозяйственного производства под застройку.
Классифицируйте правомерность его действий и какая может быть ответственность, если действия неправомерные?
Решение
Действия главы районного совета являются незаконными, т.к. земли сельскохозяйственного назначения не могут быть использованы под застройку любого вида. Ответственность за данное нарушение – административная (ст.211 ЗК Украины) и уголовная (ст. 365 УК Украины).
Сделки, заключенные с нарушением установленного законом порядка купли-продажи, дарения, залога, обмена земельных участков, признаются недействительными по решению суда (ст.210 ЗК Украины). Следовательно земли будут возвращены в первоначальное состояние.
В соответствии с 365 статьей УК Украины превышение власти или служебных полномочий может повлечь за собой различные степени наказания, в зависимости от совершенных действий:
1. Превышение власти или служебных полномочий, т.е. умышленное совершение служебным лицом действий, которые явным образом выходят за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили важный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, наказывается исправительными роботами на срок до двух лет или ограничением воли на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Превышение власти или
служебных полномочий, если оно
сопровождалось насилием, применением
оружия или мучительными и
такими, что обижают личное
3. Действия, предусмотренные
частями первой или второй
этой статьи, если они вызвали
тяжелые последствия, наказываются
лишением свободы на срок от
семы до десяти лет с лишением
права занимать определенные
должности или заниматься
Так же в данной ситуации возможно рассмотрение ст. 366 УК Украины, т.к. действия главы районного суда должны были сопровождаться документацией. В данном случае мог быть служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведении, иная подделка документов, а также составление и выдача заведомо ложных документов, наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
Список литературы
1. Земельний кодекс України: Офіц.видання. - К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2002. - 216с.
2. Конституция Украины //Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 64с.
3. Цивільний кодекс України: Прийнятий 16 січня 2003 р. // К.: Істина, 2003. - 368 с.
4. Декларация о государственном суверенитете Украины от 16.07.1990 г. // ВВР УССР. - 1990. - №31. - ст.429
5. Земельний кодекс України: Науково-практичний коментар. Видання шосте, доповнене - Х.: ТОВ «Одіссей». 2009. - 624 с.
6. Закон Украины от 05.02.2004
г. «О разграничении земель
7. Закон Украины от 05.06.2003 г. «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных частей (паев)» // ВВР України. - 2003. - №38. - ст.314
8. Кодекс законов о
труде Украины. Закон Украины
«О порядке разрешения
9. Кодекс законов о труде Украины: Научно-практический комментарий. Издание седьмое, дополненное. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 720 с.
10. Указ Президента України «Про порядок паювання земель, переданих у колективну власність сільськогосподарським підприємствам і організаціям від 08.08.1995г. №720/95 // ВВР, 1995. -
Информация о работе Понятие и содержание права собственности на землю