Понятие социальных пособий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.
Развитие помощи нуждающимся многие историки - исследователи связывают с периодом распространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостыня стали считаться благодеянием.

Содержание работы

Ведение
1. Правовые основы социального обеспечения в РФ
1.1 Нормативно-правовые акты социальной защиты
1.2 Принципы социального обеспечения
2. Понятие социальных пособий
2.1 Классификация социальных пособий
2.2 Отдельные виды социальных пособий
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Ведение

1. Правовые основы социального  обеспечения в РФ

1.1 Нормативно-правовые акты  социальной защиты

1.2 Принципы социального  обеспечения

2. Понятие социальных  пособий

2.1 Классификация социальных  пособий

2.2 Отдельные виды социальных  пособий

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

Степень благополучия общества в целом, в конечном счете, определяется благополучием его членов. Именно это - высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, которые имеет многовековые традиции в становлении системы социальной защиты населения.

Развитие помощи нуждающимся многие историки - исследователи связывают с периодом распространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостыня стали считаться благодеянием. В дальнейшей российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности:

1 этап - 1551 год по 1725 год - формирование и реализация идеи  государственного презрения,

2 этап - 1725 год по 1796 год - формирование системы общественного  презрения;

3 этап - 1796 год по 1917 год- совершенствование  системы общественного презрения  и частной благотворительности;

4 этап - 1917 год по 1918 год - переломный момент, возврат к  модели государственного презрения;

5 этап - 1918 год по 1991 год - становление и реализация советской модели социальной деятельности государства;

6 этап - 1991 года по настоящий  момент - формирование современной  российской модели социальной  защиты населения

В России в настоящее время практически заново складывается система социальной защиты в связи с экономическим и социально-политическим реформированием. Российские граждане переживают непростые времена. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны (Германия, Франции, Италия) после 2 Мировой войны остановили свой выбор именно на социальном типе государства. В России общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и в социальном направлении, должно закрепить это в своих законах.

Основные направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяется, принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального обеспечения в условиях развития экономики.

Работа имеет теоретическое и практическое значение.

Объект исследования работы – социальные пособия, как одно из направлений государственной социальной политики Российской Федерации.

Предмет исследования – законодательная база, регулирующая правоотношения, касающиеся назначению и выплате социальных пособий.

Цель работы:

1.         Понятие социальных пособий

1.1.   Нормативно-правовые акты

1.2.   классификация и виды

2.         Отдельные виды социальных пособий

2.1.   Пособия по временной нетрудоспособности

2.2.   Пособия семьям, имеющим детей

Задачи работы:

1. изучить законодательство  по вопросу, касающемуся назначения  и выплат социальных пособий.

2. раскрыть понятие и  содержание социальных пособий.

3. определить основания возникновения и прекращения права граждан на социальные пособия.

Структура работы обусловлена вышеперечисленными задачами: во введении обосновываются актуальность и цели работы, в первой главе, рассматриваются законодательно-нормативные акты, касающиеся социальных пособий, во второй главе раскрывается понятие и содержание социальных пособий.

Методы: сравнительно-правовой.

Перечень источников, использованных в работе: С.А. Глазьев, А.О. Шаронов, В. Понизов.

 

1. Правовые основы  социального обеспечения в РФ 

 

1.1 Нормативно-правовые  акты социальной защиты

В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

Глава 1 Конституции РФ – «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:

1. Российская федерация - социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 

2. В Российской  Федерации охраняются труд и  здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Главе 2 Конституции РФ – «Права и свободы человека и гражданина» - ст.39 говорит о том, что:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии  и социальные пособия устанавливаются  законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В настоящее время исключение составляет пособие по временной нетрудоспособности, которое все ещё регулируется старым нормативным актом СССР – Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252 с изменениями, внесёнными Постановлением Кабинета Министров СССР от 01 июля 1991 года № 432. Данное постановление фактически утратило силу с 01 января 2007 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, который установил новый порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. Но правила исчисления трудового стажа данный Федеральный закон дополняет и уточняет Постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года № 252 с изменениями, внесёнными Постановлением Кабинета Министров СССР от 01 июля 1991 года № 432.

Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации социальных пособий, пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т.д.

Глава 2 Конституции РФ – «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов по вопросу о социальных пособиях, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина, вступившая в силу в 1991 году. Именно в ст. 26 говорится о пособиях и других видах социальной помощи.

Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение исоциальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).

К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.

Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.

Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.

Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды. 

 

1.2 Принципы социального  обеспечения

Понятие принципов социального обеспечения. Характеристика общеправовых принципов, закрепленных в конституции Российской Федерации 1993 г.: неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав мужчин и женщин; гарантированность каждому судебной защиты его прав и свобод и др. Преломление общеправовых принципов в межотраслевых и отраслевых принципах правового регулирования.

Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», регулирующий отдельные институты социального обеспечения и закрепляющий внутриотраслевые принципы.

Внутриотраслевые принципы, лежащие в концепции пенсионной реформы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7.08.1995 г.

В рамках права социального обеспечения действуют три группы принципов: общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К числу отраслевых принципов относятся следующие принципы права социального обеспечения:

всеобщность социального обеспечения. Согласно данному принципу правовой основой социального обеспечения являются Всеобщая декларация прав 1948 г., Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Конституция Российской Федерации 1993 г. и иные нормативные акты. Реализация принципа всеобщности социального обеспечения предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы, национальности и т. п. Например, право на пенсию принадлежит не только тем гражданам, которые осуществляли трудовую деятельность, но также и тем, кто по объективным причинам не работал (уход за детьми, нетрудоспособность, инвалидность);

общедоступность социального обеспечения. Данный принцип находит воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных видов социального обеспечения;

установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Кроме того, уровень социального обеспечения должен удовлетворять потребности не только самого гражданина, но и нетрудоспособных и несовершеннолетних членов его семьи, находящихся на его обеспечении. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни. Фактически же речь идет об установлении определенных минимальных гарантий — минимальный размер оплаты труда, минимальный набор товаров и услуг, льгот, необходимых для обеспечения достаточной жизни при наступлении обстоятельств, признаваемых государством социально-значимыми;

Информация о работе Понятие социальных пособий