Правовое регулирование федеральной налоговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления рыночной экономики в России происходят преобразования в экономической, политической, правовой и иных сферах. В связи с изменением характера общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. В этой связи в законодательстве находит новое отражение учет особых интересов субъектов, средством которого выступают налоговые органы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3
1. История возникновения налоговой службы…………………….…5
2. Налоговая служба в современной России………………………..14
3. Виды налоговой службы………………………………………...…23
Заключение…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование федеральной НС-с.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

На сотрудников районных (городских) инспекций государственных доходов  возлагался постоянный контроль за поступлением от предприятий и организаций платежей в бюджет; проведением документальных проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет; изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие контрольные функции. Отход от административно-командной модели развития экономики и переход к рыночным отношениям потребовали радикальных перемен не только в налоговом законодательстве. Возникла настоятельная необхо-димость в реорганизации налоговых органов.

Государственные налоговые инспекции  появились в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров  СССР от 24.01.90 г. № 76 "О Государственной  налоговой службе РСФСР"

31 декабря 1991 года Указом Президента  РФ "О государственной налоговой  службе РФ"органы налоговой службы были выделены из Министерства финансов РФ и преобразованы в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, а также обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников, под названием - Главное управление налоговых расследований. Впоследствии, в июне 1993 года, это подразделение было преобразовано в федеральные органы Налоговой полиции, как самостоятельный орган.

Правовой статус инспекций был  закреплен в Законе РФ ''О Государственной  налоговой службе РСФСР''.

Главные задачи инспекций определялись в виде контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Исходя из этих задач определены права и обязанности налоговых инспекций и их должностных лиц. . Здесь же предусматривалась ответственность государственных на-логовых инспекций и их должностных лиц за совершенные по службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при исполнении служебных обязанностей.

Полномочия налоговой службы можно  было разделить на четыре группы:

  • полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления контроля, т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д.;
  • полномочия по пресечению нарушений налогового законодательства, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций , а также от граждан устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово - кредитных учреждениях в случаях непредставления госналогинспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а именно право взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;
  • полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Ст. 7 Закона РФ ''О Государственной налоговой службе РСФСР''

Вместе с тем следует отметить, что многочисленные пробелы и  противоречия в налоговом законодательстве приводили на практике к неоправданному расширению дискреционных (осуществляемых по своему усмотрению) полномочий налоговых  органов, как способу восполнения (компенсации) механизмов правового  регулирования.3

Налоговая система России сложилась  в 1991-1992 г., в период кардинальных экономических  преобразований, перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового  регулирования реальных налоговых  отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический  и социальный кризис в стране - все  это непосредственно повлияло на её становление. Существовавшая налоговая  система создавалась на базе опыта  зарубежных стран, благодаря чему она  по общей структуре и принципам  построения в основном соответствовала  общераспространенным в мировой  экономике системам налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью, а формировались с учетом национальной специфики. В процессе становления новой налоговой системы законодателем не было сформировано ни одного налогово-правового принципа, не был четко выработан налогово-терминологический инструментарий, что в дальнейшем негативно сказалось на становлении всей финансовой системы России, а также на развитии налоговой политики в стране.

Существенными недостатками налоговой  системы России признавались её нестабильность и неурегулированность. Законы о  введении нового режима налогообложения  зачастую принимались или изменялись в течении финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникших отношений приводило к тому, что существующая ниша заполнялась различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой. Права налогоплательщиков, а также способы их защиты ограничивались несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий со стороны налоговых служб и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходили по объему их права. Ответственность государства перед налогоплательщиком практически отсутствовала, и существовала лишь в декларативном состоянии. С другой стороны, повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.  Передача новых полномочий Государственной налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы, привела к необходимости придать ей статус Министерства, и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" .Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

 

 

 

2.Налоговая служба в  современной России

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы  налогообложения предприятий и  граждан (юридических и физических лиц). Государство берет в свои руки все функции установления и  взимания налогов, так как правила  обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Принятие новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы  в России. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права  и обязанности, а также права  и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти  законы были внесены изменения и  дополнения. Предложения о проведении налоговой реформы могут внести Президент Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации. При этом все  предложения о налоговой реформе  вносятся только в соответствии с  Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  Российской Федерации».

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управление России, подчиняется Президенту и  Правительству РФ и возглавляется  руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.4

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как  правило, они едины для налогообложения  любой страны и заключаются в  следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика, т.е. уровня  доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное  обложение дохода или капитала  недопустимо (принцип однократности  уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа (принцип  обязательности).

4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической  политики.

С 1992 года в нашей стране действует  новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил закон  об "Основах налоговой системы  в РФ" от 28.12.91 (введен с 01.01.92) . Он установил  перечень идущих в бюджетную систему  налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права  и обязанности, а также права  и обязанности налоговых органов.

Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной  власти и в соответствии с вышеуказанным  законом.

Законы, приводящие к изменению  размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными системами.

В России практикуется трехуровневая система налогообложения.

Первый уровень - это  федеральные налоги России.

Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета  и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов. В России, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете.

В соответствии с законом «О налоговой  системе» в РФ существуют следующие  федеральные налоги: таможенная пошлина; налог на операции с ценными бумагами; сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» и словосочетаний с ними; на пользователей  автодорог; с владельцев транспортных средств, на приобретение и отдельные  виды автотранспортных средств; на реализацию ГСМ; на прибыль, акцизы на группы и виды товаров; НДС; на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за пользование водными объектами; подоходный налог с физических лиц; на игорный бизнес; платежи за пользование недрами; гербовый сбор; государственная пошлина; на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.

Второй уровень - налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).

Региональные налоги устанавливаются  представительными органами субъектов  Федерации, исходя из общероссийского  законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в  определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

К региональным налогам относятся: лесной налог; единый налог на вмененный  доход для определенных видов  деятельности; на имущество предприятий; налог с продаж.

Третий уровень - местные  налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.5

К местным налогам относятся: налог  на имущество физических лиц; земельный  налог; регистрационный сбор за предпринимательскую  деятельность; целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования  и др.; сбор за право использования  местной символики; налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и компьютеров; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право винной торговли; сбор за выдачу ордера на квартиру; налог на рекламу; сбор за проведение кино- и телесъемок; сбор за уборку территории; сбор за открытие игорного бизнеса; налог  на содержание жилищного фонда и  объектов культурной сферы и т.д.

К общегосударственным налогам, взимаемым  на всей территории РФ по единым ставкам, относятся:

1. Налог на добавленную стоимость.

Информация о работе Правовое регулирование федеральной налоговой службы