Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

работа раскрывает проблемы плоской шкалы налогообложения в России.
Целью данной работы является исследование действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
Вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей. На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Экономическое содержание НДФЛ………………………………………………4
1.1. Возникновение и развитие подоходного налогообложения………….…..….4
1.2. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц……………….7
1.3. Характерстика налоговой базы , виды налоговых вычетов и порядок исчисления НДФЛ………………………………………………………………………...9
2. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в развитии налоговой реформы…………………………………………………………………………………...…21
2.1. Основыные недостатки системы налогообложения населения в России...21
2.2. Проблемы исчисления НДФЛ………………………………………………….….23
Заключение………………………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

Налоговые агенты обязаны  перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее  дня фактического получения в  банке наличных денежных средств  на выплату дохода, а также дня  перечисления дохода со счетов налоговых  агентов в банке на счета налогоплательщика  либо по его поручению на счета  третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые  агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее  дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в  денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым  агентом у налогоплательщика, в  отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета  налогового агента в налоговом органе.

Удержанная налоговым  агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма  налога, превышающая 100 рублей, перечисляется  в бюджет в установленном статьей 226 порядке. Если совокупная сумма удержанного  налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется  к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

Не допускается уплата налога за счет средств налоговых  агентов.

  1. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в развитии налоговой реформы.

    1. Возникновение и развитие подоходного налогообложения

Налоги (опр.) - обязательные сборы, взимаемые государством с  хозяйственных субъектов и граждан  по ставке, установленной в законодательном  порядке.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменения  форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции  налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Проблемы налогообложения постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых  разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную  форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил  о том, что налоги для тех, кто  их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Налог на доходы физических лиц появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти  во всех странах мира. Место его  рождения - Великобритания. Она ввела  этот налог в 1678 году как временную  меру. Но с 1842 года подоходный налог  окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах  он функционирует с конца 19 - начала 20 века.

Русский экономист Озеров И.Х. в начале двадцатого столетия кратко сформулировал причины, побудившие страны ввести подоходный налог:

- требования рабочего  класса;

- интерес развивающейся  промышленности;

- дефицит бюджета.

Объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились 2 формы  построения подоходного налога: шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась  в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в  зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение  каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение  совокупного дохода плательщика  независимо от источника дохода (возникла в Пруссии).

В настоящее время за рубежом  облагается чистый доход плательщика  за минусом разрешенных законом  вычетов и налоговых льгот, к  которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т.п. Список исключений в разных странах различен и зависит  от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран  провозглашает равные возможности  для всех плательщиков в использовании  налоговых скидок, в реальной жизни  многие льготы являются лишь привилегией  очень состоятельных слоев населения. В развитых странах для этих групп  населения из получаемого ими  валового дохода исключаются:

- взносы в благотворительные  фонды;

- отчисления на ведение  избирательной компании;

- членские взносы в  деловые клубы и спортивные  ассоциации и т.д.

В Великобритании, ФРГ, Португалии освобождаются от обложения разовые  пособия, премии руководителям, в Бельгии  и Нидерландах - натуральные материальные блага (домашняя прислуга, телохранители  и пр.).

В послевоенные годы в развитых странах наблюдался рост налоговых  поступлений (в т.ч. и подоходного  налога) в бюджет. Это объясняется  следующими фактами: номинальное повышение  доходов населения, инфляционные процессы и как следствие этого - индексация заработной платы, а также ужесточение  контроля за платежами. В настоящее  время в развитых странах 30-40% всех доходов населения изымается  с помощью подоходного налога. Этот налог стал массовым и распространяется на большинство членов общества.

Ставки подоходного налога построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к  более пропорциональному налогообложению. Это очень важно. При подоходном налогообложении очень трудно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к  нововведениям, рискованным проектам; в высоких ставках налогов  таится опасность снижения трудовой активности людей. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке налога более 50% резко снижается  деловая активность фирм и населения  в целом. Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения  доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в  ее справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что  при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75%, в США никто бы не стал вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США  после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Подоходный налог в  России был введен 1916 году и распространялся  на граждан, чей доход превышал прожиточный  минимум - 850 рублей в год. Платежи  распределялись на 91 категорию граждан, ставки колебались от минимальной - 6 рублей (с дохода свыше 850 рублей до 900 рублей) до максимальной - до 48000 рублей (с дохода свыше 400000 рублей). В период натурализации  хозяйства и обесценения денег  поступления подоходного налога резко снизились и его практически  отменили. При НЭПе взимание подоходного  налога возобновилось параллельно  с имущественным обложением под  общим названием подоходно-имущественный  налог (1922 год). В 1943 году был введен новый подоходный налог, его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный  источник дохода, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР.

До 1990 года сущность подоходного  налога в СССР существенно не менялась, а ставки устанавливались путем  внесения изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения».

В настоящее время налоги выполняют свою историческую функцию: являются основным источником формирования доходной части бюджета Российской Федерации. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица за двадцатилетний период истории  РФ облагались несколькими видами налогов, которые с развитием государственности  и совершенствованием законодательной  базы видоизменялись, совершенствовались, но, фактически, смыслово не менялись.

Если сущность данного  налога не менялась на протяжении истории, и он оставался по существу подоходным, то с его ставками происходили  удивительные метаморфозы (особенно в  пореформенной России).

Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) - один из самых выразительных  критериев «левизны и правизны»  или «социалистичности и либеральности» экономики. За годы реформ максимальная ставка дважды снижалась с 60% до 30% (с  «периодом реставрации» в 1992), а затем  остановилась на 35% и оставалась одной  из самых низких в Европе. С 1 января 2000г. максимальная ставка еще раз  снижена - до 30%, а с 1 января 2001г. введена  «плоская» шкала с единой ставкой 13%4.

    1. Основные недостатки введения плоской шкалы налогооблажения

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

В отношении населения была введена  «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в  налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы5.

Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения  в России:

1. Чрезмерная тяжесть налогового  бремени.

2. Нестабильность, сложность, запутанность  и неоднозначность нормативной  базы и процедур налогообложения,  приводящие к большим затратам  на содержание налоговой системы.

3. Однобоко фискальная направленность  налогообложения, недостаточное  его использование в целях  стимулирования инвестиционной, инновационной  и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности уклонения  от уплаты налогов, стимулирующие  развитие теневой экономики, коррупции  и организованной преступности  и, разумеется, приводящие к недобору  поступлений.

Для того чтобы по возможности устранить  эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой  политики:

- простота;

- установление налога и его  сбор не должны сопровождаться  созданием гигантских бюрократических  маши;

- применением неисчислимых форм  отчетности, непосильной работой  бухгалтерских служб предприятия  и усердным "бумагомаранием" граждан;

- расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов  должны быть многократно меньше  сумм налоговых поступлений, в  противном случае на финансирование  основных расходов государства  мало что останется. 

Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору  налогов не являестся наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как  совершенствуя эту стадию обращения  налоговых средств, повышая ее эффективность, можно усовершенствовать в целом  весь процесс сбора налогов. Кроме  того, необходимо максимизировать общую  массу доходов от налогов, а не ставки последних.

- блокирование тенденции к уклонению  от уплаты налогов. При введении  того или иного налога и  установлении процедур его взимания  необходимо обеспечить невозможность  уклонения от его уплаты.

- универсальность. Ставки налогообложения  и нормативы распределения доходов  между бюджетами разного уровня  должны быть максимально унифицированы,  подходить для различных категорий  налогоплательщиков. В последнее  время одной из актуальнейших  проблем налогообложения выявляется  наряду с проблемой сбора налогов,  проблемы распределения налоговых  сборов в особенности между  бюджетами различных уровней  по вертикали. Здесь можно выделить  тяжелейшую проблему задержек  платежей, зарплат вследствие намеренных  задержек при переводе средств,  поэтому даже имея более менее  приемлемую тактику сбора налогов,  мы сталкиваемся с проблемой  распределения. 

Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц