Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:24, курсовая работа
работа раскрывает проблемы плоской шкалы налогообложения в России.
Целью данной работы является исследование действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
Вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей. На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Экономическое содержание НДФЛ………………………………………………4
1.1. Возникновение и развитие подоходного налогообложения………….…..….4
1.2. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц……………….7
1.3. Характерстика налоговой базы , виды налоговых вычетов и порядок исчисления НДФЛ………………………………………………………………………...9
2. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в развитии налоговой реформы…………………………………………………………………………………...…21
2.1. Основыные недостатки системы налогообложения населения в России...21
2.2. Проблемы исчисления НДФЛ………………………………………………….….23
Заключение………………………………………………………………………………………….31
- защищенность доходов не
Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая системар.
Как известно, налоги не только
обеспечивают финансовые потребности
национального государства, но и
служат эффективным инструментом госрегулирования
социально-экономических
В российской налоговой системе (как и в налоговых системах других стран) число налогов, взимаемых с граждан в качестве физических лиц, ограничено. Наиболее распространены НДФЛ, налог на имущество физических лиц, а также транспортный и земельный налоги.
Между тем, из четырех отмеченных
выше социальных налогов именно налог
на имущество граждан и
Во-первых, это самый массовый из всех известных мировой практике социальных налогов.
Во-вторых, именно размер денежного
дохода прежде всего характеризует
при прочих равных, в первую очередь
ценовых, условиях благосостояние гражданина,
а значит, и его способность
выполнять налоговые
Однако реализация распределительной
функции НДФЛ невозможна на основе
задействования «плоской» шкалы
обложения индивидуальных доходов:
при использовании
В перечне аргументов противников прогрессии подоходного налогообложения наиболее часто фигурируют следующие.
1) При «плоской» шкале более состоятельные граждане платят и более высокую абсолютную сумму налога, что и обеспечивает социальную справедливость. Между тем нелепо отрицать, что для российского налогоплательщика, получающего месячную заработную плату, к примеру, в размере 8,0 тыс. руб., уплаченные в виде НДФЛ 1,04 тыс. несоизмеримо более весомы в смысле негативного влияния на благосостояние, чем, скажем, 104 тыс. для налогоплательщика с месячным доходом в 800 тыс. руб.
2) Использование единой сниженной ставки НДФЛ противодействует применению получивших широкое распространение «серых» форм выплаты заработной платы, связанных с сокрытием фактического фонда оплаты труда, т.е. с фальсификацией налоговой базы. Однако не секрет, что соответствующее ее занижение изначально провоцировалось (и ныне провоцируется) не только и не столько уровнем ставок подоходного налога, сколько действовавшими до принятия 23-й главы Налогового кодекса РФ критически высокими ставками отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (ныне - ставкой единого социального налога). Следует иметь в виду, что работодателю в конечном счете не так уж важно, по какой ставке и в каком размере будет уплачен налог с дохода, получаемого его наемными работниками (если же его это все-таки волнует, то, во всяком случае, не в той мере, чтобы идти на столь грубое нарушение законодательства, как сокрытие истинных доходов работников). Другое дело - отчисления в социальные фонды и заменивший первые единый социальный налог (ЕСН): эти платежи производятся «из собственного кармана» работодателя, уменьшая его прибыль.
3) Ликвидация прогрессии налогообложения доходов физических лиц устраняет стимулы сокрытия наиболее богатыми слоями общества своих огромных денежных доходов. Авторы данного аргумента, с одной стороны, указывают на тот факт, что до 2001 г. примерно 95% бюджетных доходов от рассматриваемого налога приходились на его вычеты из доходов граждан налоговыми агентами государства, и только 5% поступали по итоговым годовым декларациям. С другой стороны, - приводят цифры существенного прироста поступлений в консолидированный бюджет от НДФЛ, начиная с первого года использования «плоской» шкалы. Действительно, в 2001 г. они выросли на 46% при общем увеличении налоговых поступлений на 37%; соответствующие показатели-2002 - 40 и 34% (в последующие годы темпы прироста того и другого почти выровнялись). Но влияние «плоской шкалы» на приведенную соотносительную динамику двух показателей, если и имело место, то было минимальным; опережающий рост бюджетных поступлений по линии НДФЛ обусловливался совсем иными факторами. С 2001 г., во-первых, началось обложение налогом на доходы физических лиц работников правоохранительных органов и военнослужащих (ранее от него освобожденных), и численность его плательщиков единовременно выросла более чем на 0,7 млн. человек. Во-вторых, сказалось действие регрессивной шкалы ставок ЕСН. В-третьих, с 1 января 2002 г. была существенно - с 35 до 25% - снижена ставка налога на прибыль организаций, в связи с чем на предприятиях корпоративного сектора высвободились значительные ресурсы, часть которых стала источником роста заработной платы работников компаний.
Национальная налоговая система должна быть целостной (ибо все отдельные налоги тесно связаны в аспектах облагаемой базы и объектов обложения), а непродуманность при установлении их ставок, несопряженность последних создает условия для применения различного рода «серых» схем, позволяющих без формального нарушения действующего законодательства существенно уменьшать налоговые обязательства.
Одна из подобных схем состоит
в следующем. Группа относительно крупных
организаций налогоплательщиков создает
состоящую из их акционеров и руководителей
«управляющую компанию», которой за
якобы оказанные управленческие
услуги перечисляются огромные средства,
резко уменьшающие прибыль
В связи с этим хотелось бы в очередной раз констатировать два обстоятельства, акцентируемые многими авторами. Во-первых, «плоская» шкала подоходного налога в мире практически не применяется. Во-вторых, законодательно установленная и применяемая в РФ с 2001 г. универсальная 13-процентная ставка НДФЛ демонстрирует беспрецедентную приверженность нынешних российских властей идеям либерализма. Так, в США максимальная ставка подоходного налога равна 31%, во Франции – 54%, а в Дании - 63%, причем в бюджетах названных стран поступления от него доминируют, достигая 60% общих сумм налоговых доходов.
Есть и третий важный «сопоставительно-межстрановой»
В соответствии с Федеральным законом «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», принятым в 2006 году, в стране была объявлена «налоговая амнистия», которая продлилась до 1 января 2008 г. Цель данной акции - дать гражданам возможность легализовать ранее полученные доходы, с которых не был уплачен НДФЛ.
Опыт «цивилизованных стран» свидетельствует о том, что обеспечить полную, стопроцентную, собираемость подоходного налога практически невозможно; более или менее достоверное выявление истинных доходов конкретного налогоплательщика предполагает осуществление контроля за его расходами.
В качестве самого массового
налога с населения НДФЛ более
равномерно, нежели любой другой налог,
«распределен» по территории страны.
Обладая статусом федерального налога,
он в своей большей части
Применительно к порядку
исчисления и уплаты НДФЛ можно отметить
и другие нерешенные проблемы (в
том числе связанные с
Налог на доходы физических
лиц существовал на протяжении всего
развития отечественной налоговой
системы. И, как ни странно, на практике
он вызывает не меньше вопросов, чем
исчисление НДС или налога на прибыль.
Разве что налоговые
Еще раз повторим, что
плательщиками НДФЛ являются физические
лица - налоговые резиденты и
Достаточно часто на практике
возникает вопрос с налогообложением
доходов иностранных
К налоговым резидентам относятся физические лица, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ). Период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами РФ независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются.
Подсчет необходимого срока начинается со дня, следующего за днем въезда иностранца на территорию России (ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, день въезда иностранца в страну при подсчете не учитывается, а день отъезда за пределы РФ включается в количество дней фактического нахождения в России.
Если по итогам 2008 г. работник имел статус налогового резидента, то этот статус сохраняется и в течение января 2009 г. Ведь организация должна учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом.
Статус иностранного сотрудника следует определять на дату выплаты дохода, то есть на последний день месяца, за который сотруднику начислен доход.
Если в течение налогового
периода (например, за шесть месяцев)
число дней пребывания сотрудника в
России достигло 183, статус налогового
резидента такого сотрудника по итогам
данного налогового периода измениться
уже не может. Поэтому проверка статуса
в дальнейшем не имеет смысла. Если
по итогам года физическое лицо будет
признано налоговым резидентом РФ,
то на начало следующего налогового периода
указанный сотрудник также
Информация о работе Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц