Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:32, курсовая работа
На сегодняшний день в общей системе государственного финансового контроля особое внимание отведено налоговому контролю, поскольку налоги выступают основным фискальным рычагом рыночного хозяйства. Актуальность темы обуславливается тем, что налоговый контроль является важнейшей функцией налоговых органов, отвечающей за своевременность и полноту поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетный фонды. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависит благополучие и экономическая безопасность государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………….….5
1.1 Сущность налогового контроля………………………………………….…5
1.2 Проблемы при осуществление камеральных налоговых проверок…….…8
1.3 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок…………13
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………….…….17
2.1 Оценка эффективности налогового контроля…………………………...…17
2.2 Повышение налоговой культуры налогоплательщиков………….……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..28
Для проведения
камеральной налоговой
Началом камеральной
проверки можно считать сам
факт представления отчетности
в налоговую инспекцию.
Если организация сдаст в налоговую инспекцию дополнительные документы, прилагаемые к налоговой декларации, в более поздний срок, чем срок сдачи самой декларации, то срок для проведения камеральной проверки будет исчисляться с даты представления этих дополнительных документов.4 Камеральная проверка проводится в течение трёх месяцев со дня сдачи фирмой налоговой декларации и других документов, касающихся исчисления и уплаты налога.
Хотя закон
и определил временные
Ответ на
него можно найти в
Тем не менее, нарушение чиновниками установленного срока камеральной проверки может оказаться на руку фирме. Так, при проведении камеральной проверки налоговики могут потребовать у предприятия дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Эта возможность предоставлена им статьями 31, 88 и 93 Налогового кодекса РФ.
Однако если
такое требование
Кроме того,
если дело дойдет до суда, то
обнаружение нарушения за
С учетом
сказанного дело имеется
ООО «Дельфи-Авто-М»
20 марта 2007 г. подало в одну
из столичных инспекций
Инспекция
вынесла решение от 09.06.2008 «О привлечении
к ответственности за
После этого
налогоплательщик обратился
в суд с требованием признать
решения налоговиков
Три судебные инстанции отказали обществу.
Арбитры исходили
из того, что при проведении
камеральных налоговых
Суды также
не приняли довод общества
о том, что налоговики имеют
право истребовать документы
исключительно в период
Высшие арбитры
с этой логикой не согласились,
Следующей существенной проблемой будет являться злоупотребление служебных полномочий. Рассмотрим её далее.
Полномочия налоговиков прописаны в ст.88 НК РФ. Но здесь следует оговорить один нюанс. При проведении камеральной проверки налоговики нередко запрашивают любые заинтересовавшие их документы. Однако такое требование чиновников неправомерно. Дело в том, что камеральная налоговая проверка предназначена для выявления ошибок, допущенных фирмой при оформлении декларации. Причем проверка осуществляется на основе деклараций и документов, используемых для исчисления и уплаты налогов.
Исходя из смысла закона, налоговики вправе дополнительно истребовать не любые документы, а только имеющие прямое отношение к ошибкам, обнаруженным в декларациях. Иначе это будет уже выездная проверка, а для неё предусмотрен особый порядок проведения.
1.3 Проблемы при
осуществлении выездных
Выездные налоговые проверки являются важнейшей формой налогового контроля, поскольку в результате их проведения складывается наиболее верное представление о деятельности налогоплательщика.
При проведении таких
проверок у налогоплательщиков
возникает множество вопросов
по поводу правомерности
В судебной практике
немало примеров как
Отличие выездной проверки
от иных форм налогового контроля заключается
в том, что она осуществляется
по месту ведения
Почему организации не всегда рады выездным налоговым проверкам? В первую очередь, потому что в ходе проверки могут быть обнаружены нарушения, влекущие доначисление налоговых платежей, передачу материалов в правоохранительные органы. А также общеизвестным фактом является то, что проведение выездной проверки приводит к «нарушению ритма жизни» проверяемой организации, появление сотрудников налоговых органов на территории организации, как правило, влечет нарушение повседневной деятельности, необходимость копирования документов, отвлечение сотрудников от их основных обязанностей. К тому же, опасным риском и проблемой является внесение бухгалтерией всевозможных исправлений в документацию на период проверки, что только создает потенциальную возможность для совершения ошибки, которая впоследствии может дорого обойтись компании.
Согласно налоговому законодательству проверка может проходить как на территории налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа (если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения проверки).8 Проверка в первом случае создает благоприятный фон для различного рода нарушений и злоупотреблений и со стороны налогоплательщика, и со стороны сотрудников налогового органа.
Одним из методов налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки является допрос свидетелей. Показания свидетеля являются доказательством совершенного правонарушения и в качестве доказательства оцениваются судом в случае, если между налогоплательщиком и инспекцией возник спор о результатах проведенной проверки.
Нередко на практике возникает
вопрос, могут ли использоваться в
качестве самостоятельного доказательства
сведения, полученные иными органами
(например, правоохранительными) в рамках
проведения следственных или оперативно-розыскных
действий. Представляется, что ответить
на этот вопрос можно только отрицательно.
Объяснения третьих лиц следует
считать допустимыми
При этом оперативно-розыскные мероприятия не являются мероприятиями налогового контроля и использование их результатов при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях законом не. Результаты оперативно-розыскной деятельности выступают не доказательствами, а лишь сведениями об источниках фактов, а доказательствами становятся только после того, как будут надлежащим образом оформлены. В соответствии с пп.3 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы имеют право производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Изъятие документов у предприятий, учреждений, организаций и граждан производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица инспекции, которое производит проверку. Постановление о производстве изъятия оформляется на бланке установленной формы.
В этом вопросе возникает сразу две проблемы. Для налогоплательщика: какие именно основания полагать, что документы или предметы могут сокрыты, уничтожены, исправлены, могут возникнуть у проверяющего. Перечня таких ситуаций ни в каком нормативно-правовом акте не указано, таким образом, представитель налогового органа сам решает, что считать опасностью сокрытия документов и не всегда его решение в должной степени обоснованно. Для должностного лица налогового органа: получив достаточные основания, что документы могут быть уничтожены, изменены, проверяющий должен написать постановление, это займет какое-то время, в течение которого, налогоплательщик может осуществить свои замыслы и уничтожить, исправить, скрыть документы.
Также, в результате проведения выездной налоговой проверки зачастую возникает проблема сохранения налоговой тайны. Не секрет, что, проверяя крупные предприятия и холдинги, инспекция получает доступ к документам, напрямую влияющим на хозяйственную деятельность налогоплательщика. Сведения о налогоплательщике становятся налоговой тайной с момента постановки его на учет в налоговом органе, данная норма предусмотрена п.9 ст.84 НК РФ. Вопрос, какие сведения не являются налоговой тайной, не решен налоговым законодательством в полной мере. Например, НК РФ не определен статус сведений, которые подлежат опубликованию в соответствии с законодательством, в частности об акционерных обществах, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ценных бумагах. Многие специалисты считают, что такие сведения не относятся к налоговой тайне даже в случае их получения государственным органом, так как фактически разглашаются налогоплательщиком самостоятельно.
2.1 Оценка эффективности налогового контроля
В условиях формирования новых
экономических отношений, изменения
взаимодействия государства, хозяйствующих
субъектов и граждан при
Эффективная система налогового контроля с одной стороны, должна формировать такие условия уплаты налогов, которые были бы менее обременительны для бизнеса, а с другой стороны, иметь аналитические инструменты налогового контроля, позволяющие пресечь практику уклонения от налогообложения.
Несмотря на реформирование и модернизацию налогового контроля в современной России остаются еще нерешенными проблемы, касающиеся организационного характера, в частности, неэффективное взаимодействие контролирующих органов и налогоплательщиков, низкий уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения выездных налоговых проверок и др.
Вопрос о том, как и с помощью
каких критериев оценивать
При оценке работы налоговых органов, прежде всего, необходимо определить, что понимается под эффективностью контрольной работы. Эффективность контрольной деятельности налоговых органов представляет собой соотношение поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата. Данным результатом являются суммы доначисленных и взысканных сумм налогов, сборов и пени, по результатам проверок, однако все эти доначисления должны быть правомерны. При этом эффективность подразумевает минимизацию объемов денежных средств, выделенных их бюджета государства, для достижения заданных результатов.
Информация о работе Проблемы, оценка и повышение эффективности проведения налогового контроля