Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:32, курсовая работа
На сегодняшний день в общей системе государственного финансового контроля особое внимание отведено налоговому контролю, поскольку налоги выступают основным фискальным рычагом рыночного хозяйства. Актуальность темы обуславливается тем, что налоговый контроль является важнейшей функцией налоговых органов, отвечающей за своевременность и полноту поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетный фонды. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависит благополучие и экономическая безопасность государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………….….5
1.1 Сущность налогового контроля………………………………………….…5
1.2 Проблемы при осуществление камеральных налоговых проверок…….…8
1.3 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок…………13
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………….…….17
2.1 Оценка эффективности налогового контроля…………………………...…17
2.2 Повышение налоговой культуры налогоплательщиков………….……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..28
Для оценки эффективности налогового контроля в качестве основного показателя в настоящее время налоговыми органами применяется коэффициент общей эффективности, который рассчитывается как отношение суммы, взысканной из дополнительно начисленных в расчете на одного работника, к сумме, затраченной на одного работника:
Кэф = Вз / З
где:
Вз – сумма, взыскания из дополнительных начислений в расчете на одного
работника;
З – сумма затрат на одного работника.
Расчет данного коэффициента дает возможность сделать вывод о том, что если не будет взысканий из дополнительных начислений, то в этом случаи работа налоговых органов не представляется эффективной.
Для более детальной оценки эффективности налогового контроля налоговыми органами разработана совокупности показателей.
Показатель нагрузки на одного специалиста, при помощи которого производится анализ соотношения количества налогоплательщиков, состоящих на учете к численности специалистов по инспекции, рассчитывается по формуле:
Н = К /Ч *100%
где:
К – количество налогоплательщиков, состоящих на учете;
Ч – численность специалистов по основной деятельности.
Для того, чтобы оценить количество произведенных проверок необходимо рассчитать коэффициент охвата налогоплательщиков выездными проверками:
Ко = КП / К *100%
где:
КП – количество налогоплательщиков,
которые проверились в
К – количество налогоплательщиков, стоящих на учете.
С помощью данного коэффициента учитывается нагрузка на одного специалиста инспекции, при этом рассчитываемый показатель рассматривается по отношению к значению аналогичного показателя за предыдущий период.9
Следующим показателем, который рассчитывается при определении эффективности налогового контроля является показатель количества проверок на одного сотрудника:
КПС = П /Ч *100%
где:
Ч – численность специалистов по основной деятельности инспекции;
П – количество проведенных проверок.
Два последних показателя целесообразно использовать в совокупности с коэффициентом результативности проверок, который рассчитывается как отношение количества проверок, выявивших нарушения, к общему количеству проведенных проверок:
Кр = Р / П *100%
где:
П – количество проведенных проверок;
Р – количество проверок, в которых выявлены нарушения.
Одновременно с коэффициентом результативности проверок, рассчитывается показатель результативности на одного специалиста, равный количеству проверок, выявленных нарушения, к численности специалистов основной деятельности:
КРС = Р /Ч *100%
где:
Р – количество проверок, выявивших нарушения;
Ч – численность специалистов по основной деятельности.
При оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов коэффициенты результативности проверок и результативности на одного специалиста необходимо рассматривать в совокупности со значением коэффициента охвата. Это объясняется невозможностью сделать точных выводов об эффективности налогового контроля, в ситуации, когда коэффициент охвата и количества проверок на одного специалиста имеют высокие значения притом, что коэффициент результативности может быть нулевым. Данный показатель, также необходимо рассматривать в динамике по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода.10
Также для оценки эффективности налогового контроля используется коэффициент взысканий, который рассчитывается, как отношение суммы, которая взыскана из доначислений, к сумме доначислений по результатам проверки:
Кв = В / Д *100%
где:
В – сумма взысканий из суммы доначислений;
Д – сумма доначислений в результате проверки.
Значение данного коэффициента,
при анализе эффективности
При оценки эффективности налогового контроля, также подвергается оценке результативность доначислений налогов в ходе проведения налоговыми органами контрольных мероприятий. Для этого используют показатель удельного веса дополнительно начисленных сумм налоговых платежей к общему объему налоговых поступлений:
Куд = Д /С *100%
где:
Д – сумма дополнительно начисленных платежей;
С – сумма поступивших налоговых платежей.
Еще одним показателем, характеризующим качество проведения контрольной работы налоговых органов, является коэффициент арбитражности, так как важным является судебное подтверждение правомерности доначисления налогов, сборов, пеней и штрафов.
Этот показатель рассчитывается как отношение суммы недоимки, пени, установленной в арбитражном суде, к сумме недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по акту проверки:
Кар = Нар / Нпр
где:
Нар – сумма недоимки, пени, установленной в арбитражном суде;
Нпр – сумма недоимки, пени, предъявленной налоговыми органами по акту проверки.
Результативность
Причинами удовлетворения исков в пользу налогоплательщиков является:
- отсутствие однозначного и единообразного толкования положений налогового законодательства налоговыми органами и судебными органами;
- некачественное составление актов налоговой проверки, а именно нарушение налоговыми органами привил составления ненормативных актов;
- низкий уровень доказательной
базы, подтверждающей факты
В настоящее время основным недостатком всех существующих методик оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов является то, что оценка данных результатов возлагается непосредственно на работников налоговых органов, что, несомненно, приводит к сомнению в объективности получаемых оценок, особенно, при учете «закрытости» информации для внешних пользователей.
Сведения, при помощи которых осуществляется расчет показателей в рамках существующих методик, являются доступными только для самих налоговых органов. Это происходит, из-за того, что часть информации не может быть предоставлена внешним пользователям в связи с ограничениями, которые установленными законодательством о налогах и сборах в части, касающейся налоговой тайны. Поэтому, существующие методы оценки могут использоваться только для проведения внутриведомственного контроля, а проведение расчетов внешними пользователями информации невозможно.11
В свою очередь, распространение практики «сторонней» оценки эффективности могло бы повысить общественную значимость работы налоговых органов.
Одной из причин увеличения числа налоговых правонарушений со стороны налогоплательщиков является их нравственно-психологическое состояние, которое характеризуется негативным отношением к существующей системе налогообложения. Такое отношение объясняется низким уровнем их налоговой культуры. Учитывая этот факт, главным направлением деятельности по предупреждению и пресечению налоговой преступности следует признать повышение уровня налоговой культуры населения. Это предполагает широкое информирование населения о действующем налоговом законодательстве и его применении.
Должна проводиться
По мнению авторов «Налоговая культура – это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов».12
Процесс формирования налоговой культуры сталкивается со многими
проблемами, среди которых стоит отметить следующие:
- недостаточные информирование,
консультирование граждан,
- несовершенство, нестабильность
налогового законодательства
- недоверие населения к налоговым органам;
- проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса
и государства.
Совершенствование налоговой политики для получения желаемого эффекта должно затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство; технологическое административное, информационное обеспечение; в целом налоговую культуру. Чтобы выстроить прочные и доверительные отношения между налогоплательщиком и государством, что является сложнейшей задачей, необходимо реализовать следующие приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры:
1) упрощение налогового законодательства РФ, совершенствование механизма разрешения налоговых споров;
2) существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых
органов с налогоплательщиками;
3) повышение информирования, развитие налогового консультирования
граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов
СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;
4) повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.
В рамках упрощения налогового
законодательства РФ, совершенствования
механизма разрешения налоговых
споров необходимо усилить стимулирующую
и перераспределительную
Некоторые авторы для прозрачности судебной системы, усиления открытости и обобщения судебной практики, предлагают создать при Верховном и Высшем Арбитражном Судах РФ экспертно-консультативный совет по налогам, а для упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов – создать специализированные коллегии по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Сторонники этой идеи считают, что такой подход поспособствует совершенствованию механизма разрешения налоговых споров.
Решение второй задачи возможно в рамках комплексного подхода. Необходимо создать условия, повышающие уровень исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств, расширить круг услуг, оказываемых налоговыми органами, в том числе внедрить во всех субъектах РФ технологии организации доступа налогоплательщика.14
Так, например, для решения
данной задачи, специально разрабатывались
учебные пособия для
Среди наиболее эффективных мер, которые уже применяются в России являются создание официальных сайтов ФНС России, телефонная справочная служба, печатные СМИ, телевидение.
Для решения четвертой задачи «повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах» необходимы:
- создание среди широких слоев населения максимально благоприятного имиджа налоговых органов;
- повышение квалификации работников налоговых органов;
- повышение финансовой
и правовой защищенности
- более действенная борьба
с коррупцией в налоговых
Основной целью разработки кодекса поведения и этики налогового инспектора является изменение приоритетов в работе налоговых органов всех уровней с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков. Его основная задача – обеспечение соблюдения работниками налоговых органов профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику, предотвращение конфликта интересов налогоплательщика и служащего Федеральной налоговой службы.
Следует отметить, что вышеозначенные
мероприятия, конечно, будут малоэффективны
без принятия соответствующих
Информация о работе Проблемы, оценка и повышение эффективности проведения налогового контроля