Производство по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства. Немалое значение имеют легально установленные способы воздействия на налогоплательщиков, призванные, в том числе, способствовать более высокому уровню собираемости налогов.
Продолжает оставаться открытым вопрос видовой принадлежности ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика производства по делам о налоговых правонарушениях 5
1.1.Производство по делам о НП: понятие, задачи и стадии 5
1.2.Участники производства по делам о НП…. 8
2. Анализ российской практики в области производства по НП ..17
2.1.Иски, предъявляемые налоговыми органами к налогоплательщикам .17
2.2.Иски, предъявляемые налогоплательщиками к налоговым органам 18
2.3.Результаты рассмотрения судебных дел с участием налоговых органов
за1кв.2011г...........................................................................................................19
3. Пути решения проблем, возникающих при организации производства по делам о налоговых правонарушениях.................................................................23
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………................27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Новосибирский государственный университет экономики

и управления – «НИНХ»

 

Кафедра финансов

 

 

 

Учебная дисциплина: Налоговое администрирование

Тема курсовой работы: Производство по делам о налоговых правонарушениях

Ф.И.О. студента: Ерёмина Екатерина Ивановна

Номер группы: 7046

Наименование специальности: Налоги и налогообложение

Номер зачетной книжки: 080539

Дата регистрации представительством: «___»______________20_г.

Дата регистрации институтом: «___»______________20_г.

Дата регистрации кафедрой: «___»______________20_г.

Проверила: Лысенко И.В.

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год

Содержание.

 

Введение

1. Общая характеристика производства по делам о налоговых правонарушениях              5

  1.1.Производство по делам о НП: понятие, задачи и стадии              5

  1.2.Участники производства по делам о НП….              8

2. Анализ российской практики в области производства по НП              ..17

  2.1.Иски, предъявляемые налоговыми органами к налогоплательщикам               .17

  2.2.Иски, предъявляемые налогоплательщиками к налоговым органам               18

  2.3.Результаты рассмотрения судебных дел с участием налоговых органов

  за1кв.2011г...........................................................................................................19

3. Пути решения проблем, возникающих при организации производства по    делам о налоговых правонарушениях.................................................................23

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства. Немалое значение имеют легально установленные способы воздействия на налогоплательщиков, призванные, в том числе, способствовать более высокому уровню собираемости налогов.

Продолжает оставаться открытым вопрос видовой принадлежности ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Существующие точки зрения на данную проблему разнятся. Согласно одной из них, эту ответственность следует считать разновидностью административной ответственности. Другая - относит налоговую (финансово-правовую) ответственность к самостоятельному виду юридической ответственности. Следует заметить, что отдельно существуют понятия административных правонарушений в области налогов и сборов. В кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях посвящены отдельные положения главы 15, и преступлений в налоговой сфере, предусмотренных в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Актуальность темы данной  работы, таким образом, заключается в том, что налоговые правонарушения серьёзно и весьма негативно влияют на экономику России. Разработка мероприятий по предупреждению, пресечению и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения способствует более рациональному ведению хозяйства государства и открытости финансовых потоков. 
Практическая значимость работы заключается в том, что знание механизма производства по делам о налоговых правонарушениях не только обеспечивает надлежащий контроль исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов, но и предоставляет возможность не допустить каких-либо нарушений налоговыми органами прав и законных интересов юридических и физических лиц. 
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и порядка производства по делам о налоговых правонарушениях. 
 Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи: 
- дать понятие и раскрыть суть производства по делам о налоговых правонарушениях; 
- определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях; 
- рассмотреть права, обязанности и порядок действий налоговых органов, налогоплательщиков, а также иных лиц в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях. 

Объектом исследования является налогоплательщики и налоговые органы.

Предмет исследования - правовые отношения, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками при налоговых правонарушениях.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность производства по делам о налоговых правонарушениях, его задачи. Во второй главе показан анализ российской судебной практики  в области производства по делам о налоговых правонарушениях. А в третьей главе рассмотрены проблемы организации производства по делам о налоговых правонарушениях и пути их решения.

Для написания работы использовались законодательные акты, постановления ФАС, а так же научные статьи и статистические данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Производство по делам о налоговых правонарушениях: понятие, стадии и задачи.

 

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах - это вид производства, осуществляемый с соблюдением предусмотренных законодательством процедур, деятельность уполномоченных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению причиненного государству в результате их совершения ущерба.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется определенными правовыми нормами, определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий. Другими словами, правовые нормы определяют:

1) цели и принципы производства;

2) круг участников, их права и обязанности;

3) последовательность, стадии и сроки производства;

4) виды доказательств и условия их использования;

5) содержание и порядок оформления процессуальных документов;

6) виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения;

7) порядок возмещения процессуальных расходов.

 

Производство по делам о нарушениях налогового законодательства, именно как правовой институт, регулируемый нормами налогового законодательства, в НК РФ не получил должного закрепления. Вопросу правового регулирования производства по делам о налоговых правонарушениях посвящена всего одна статья 101.4

 

Как справедливо заметил А.В. Новиков, производство по делам о налоговых правонарушениях отличает наиболее лаконичная регламентация; отдельные процессуальные аспекты содержат разные положения НК РФ, однако цельной, логично взаимосвязанной системы правил производства по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах они не образуют.

Поэтому в научной литературе вопрос о том, какими правовыми нормами регулируются положения о налоговом производстве, является достаточно дискуссионными.

Статья 101.4 НК РФ, посвященная вопросам производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, помещены законодателем в гл. 14 "Налоговый контроль". В связи с этим ряд авторов относит производство по делу о налоговом правонарушении к одной из форм налогового контроля. Другие же считают, что налоговый контроль не относится к производству по делу о налоговом правонарушении, а представляет собой отдельное налогово-контрольное производство.

К сожалению, на основе действующего законодательства о налогах и сборах дать однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным.

Говоря о налоговом производстве, нельзя не коснуться вопроса о стадиях производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В научной литературе принято подразделять производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах на стадии.

Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, сменяющих друг друга действий, объединенных частной целью судопроизводства. Каждая стадия последовательно сменяется другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая стадия.

Действующее законодательство дает основание различать следующие стадии налогового производства:

1) возбуждение производства;

2) рассмотрение дела по факту выявленного правонарушения;

3) пересмотр вынесенного решения;

4) исполнение решения о применении к правонарушителю мер ответственности.

В основе производства по делам о налоговых правонарушениях лежит задача, имеющая первостепенное значение для общества, - это охрана финансовых интересов государства, ибо, удовлетворяя свои финансовые интересы, государство получает возможность проводить суверенную политику, направленную на улучшение жизни всего социума.

Производство по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах, также как и любое другое производство, имеет задачу своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого налогового правонарушения, рассмотрения обстоятельств налоговых правонарушений и принятия по его результатам решений в строгом соответствии с НК РФ.

Как известно, правонарушителя пугает не тяжесть наказание за совершение деяния, запрещённого законом, но неотвратимость последнего. Эта аксиома обуславливает следующую задачу производства по делам о налоговых правонарушениях: разоблачение нарушителей и обязательное привлечение к ответственности виновных.

Наибольшую же пользу государству и обществу приносит решение задач выявления причин и условий, способствовавших совершению нарушений законодательства о налогах и сборах, и предупреждения совершения таких нарушений в дальнейшем.

Органами, уполномоченными осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях являются: налоговые органы, таможенные органы, МВД, судебные органы, а так же органы принудительного исполнения.

 

 

 

 

1.2. Участники производства по делам о налоговых правонарушениях.

 

В производстве по делам о налоговых правонарушениях участвуют, прежде всего, налоговые органы как субъекты, наделённые властными полномочиями, и лицо (лица), привлекаемое к ответственности на основаниях и в порядке, определённых в НК РФ. Налогоплательщик: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, налоговый агент, а также их представители (ст.26 НК РФ). Кроме того, поскольку факт нарушения законодательства о налогах и сборах требует надлежащего подтверждения, налоговое законодательство предусматривает участие и других лиц в процедуре привлечения к налоговой ответственности. К их числу относятся эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые.

Налоговые органы.

 

Правовой статус налоговых органов определяется НК РФ и Законом № 943-I .

Согласно ст.2 НК РФ, Положению о ФНС единая централизованная система налоговых органов состоит из ФНС и её территориальных органов, деятельность которых регламентирована положениями о территориальных органах ФНС, утверждёнными приказом Минфина РФ от 09.08.2005г. № 101н20.

Статья 6 Закона № 943-I закрепляет задачи налоговых органов. К ним, в частности, относятся: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему РФ, а также других обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; валютный контроль.

С целью выполнения поставленных перед ними задач налоговые органы наделены рядом процессуальных прав (ст.31 НК РФ). В производстве по делам о налоговых правонарушениях налоговый орган вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика (ст.76 НК РФ) и с санкции прокурора налагать арест на имущество налогоплательщика (ст.77 НК РФ). Приостановление операций и арест имущества представляют собой способы обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога (сбора), пеней и штрафов.

При осуществлении своих полномочий налоговые органы могут:

      проводить налоговые проверки;

      производить выемку документов;

      вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений;

      осматривать помещения налогоплательщика, используемые для извлечения прибыли;

      проводить инвентаризацию; привлекать специалистов, экспертов и переводчиков;

Информация о работе Производство по делам о налоговых правонарушениях