Проведение налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом – это система институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины. Финансовым контролем охватываются как сфера образования денежных фондов государства, так и сфера распределения и использования государственных денежных средств.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Общие положения налогового контроля...............................................................5
1.1. Понятие и значение налогового контроля..........................................................5
1.2. Формы и виды налогового контроля...................................................................8
2. Проведение налогового контроля.........................................................................11
2.1. Понятие налоговых проверок.............................................................................11
2.2. Виды налоговых проверок..................................................................................12
Заключение..................................................................................................................21
Библиографический список.......................................................................................23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 23.06 Кб (Скачать файл)

Главной задачей  деятельности налоговых органов  является осуществление проверок финансово-хозяйственной  операций налогоплательщиков, право  на реализацию, в соответствии ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ «О налоговых  органах Российской Федерации».

 Посредством проведения налоговой проверки возможно соотношение данных, которые предоставлены налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые обнаружены налоговым органом. Контроль за соблюдением фискально-обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей является основной целью налоговых проверок.

В соответствии с  Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами, а  также  таможенными органами, если только  в отношении налогов, которые  подлежат  уплате при перемещении  товаров через таможенную границу  Российской Федерации.

Налоговым законодательством  предусмотренные общие правила  проведения налоговых проверок. Срок давности  проведения налоговой  проверки составляет три  календарных  года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента.

Назначение встречной  проверки возможно, если при проведении камеральной или выездной проверок у налоговых органов возникает  необходимость получения информации о деятельности третьих лиц , связанной  с проверяемым налогоплательщиком, допускается истребование у этих лиц документов, относящиеся к  деятельности проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ запрещается  на проведение повторных выездных налоговых проверок по одному и тому же объекту- налогу, подлежащему уплате или уплаченному  налогоплательщиком за уже проверенный  налоговый период.

Исключение составляют только два случая, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика  или вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая  проверка в порядке контроля за деятельностью  налогового органа проводится вышестоящим  налоговым органом на основании  мотивированного постановления  этого органа.

 

2. 1 Виды налоговых проверок

 

Налоговые проверки подразделяются на два вида: 

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая  проверка – это проверка представленных 

налогоплательщиком налоговых  деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа5.

Значение камеральной  налоговой проверки заключается  в следующем:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
  • ·выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  • взыскание сумм не уплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  • привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;
  • подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В свою очередь, камеральная  налоговая проверка делится на 3 вида:

Формальная проверка –  это проведение внешнего осмотра  документов, в ходе которого проверяется  наличие в нем всех необходимых  реквизитов, каких-либо посторонних  записей, пометок, проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.

Арифметическая проверка – это осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения количественных и стоимостных  показателей. При данной проверке проверяются  суммы как по строкам, так и  в графах, то есть по горизонтали  и по вертикали.

Нормативная проверка –  это изучение документа на его  соответствие

действующим законам, нормативным  актам, инструкциям, правилам,  ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, ставок налогов  и т.д.

Срок проведения камеральной  налоговой проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, которая может  подаваться как в письменном, так  и в электронном виде.

Камеральная проверка  проводится  по месту нахождения налогового органа.

В соответствии с п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления  ошибок, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику  с требованием представить в  течение пяти дней необходимые пояснения  или внести соответствующие исправления  в установленный срок, «но не вправе истребовать дополнительные документы.

В Налоговом кодексе исчерпывающе указаны случаи, когда проверяющие  имеют право запрашивать у  налогоплательщика документы.

  • при использовании налоговых льгот (проверяющие имеют право истребовать только документы, подтверждающие право на льготы);
  • при указании налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право применения налоговых вычетов);
  • при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
  • если НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представить вместе с подаваемой декларацией документы.

В соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается налоговым органам  повторно проводить камеральные  проверки одной и той же декларации, за исключением подачи налогоплательщиком уточненной декларации6.

В результате камеральной  налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:

1. решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть проведения выездных проверок.

Выездная налоговая  проверка – это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных источников информации и фактического состояния объектов налогообложения, назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика7.

Отличительной  чертой выездной налоговой проверки является место  ее проведения – на территории  налогоплательщика, но если налогоплательщик не может  предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах инспекции 

Согласно п. п. 1, 2 ст. 89 НК РФ проведение выездной налоговой проверки допустимо лишь в случае принятия и оформления соответствующего решения 

руководителем налогового органа или его заместителем, в котором  обязательно должны содержаться  данные налогоплательщика, конкретные проверяемые налоги, проверяемый  период, персональные данные проверяющих  инспекторов

В соответствии со ст. 87 Налогового Кодекса объектом выездной налоговой  проверки являются отчетная документация налогоплательщика по одному или  нескольким видам налога за период не более трех календарных лет  и текущий календарный год.

Срок проведения  составляет  не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый  орган может увеличить продолжительность  налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях –  до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).  Увеличение срока возможно лишь в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства, требующей дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка и проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.

Сроки проверки также могут  быть продлены до четырех месяцев  в случае проверка организации, которая  имеет четыре обособленных подразделения  и более; и до шести месяцев  в случае, когда организация открыла  десять и более обособленных подразделений.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий  срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать  шести месяцев и определяется  решением руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления  проверки».

Перечень оснований для  приостановления проверки является исчерпывающим  (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • истребование документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
  • получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • проведение экспертиз;
  • перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Но в указанный  срок не засчитываются периоды между  вручением налогоплательщику требования о представлении документов и  предоставлением им запрашиваемых  при проведении проверки документов. Если  в установленный срок представления  документов оказывается слишком  коротким и не позволяет исполнить  обязанность вовремя, то необходимо письменно уведомить проверяющих  о невозможности исполнения требования в установленный срок, обязательно  указав причину, желательно указав сроки  ее подачи. Для подтверждения запроса  необходимо решение руководителя налогового органа.

Налоговый орган не имеет  право проводить в течение  одного календарного года две выездные проверки, исключением является  представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога к уменьшению инспекция может  назначить повторную выездную проверку.

В ходе выездной проверки должностные  лица, которые осуществляют  проверку могут осуществить изъятие документов. При изъятии документов оформляется  протокол, который подписывается  инспектором, представителем налогоплательщика  и двумя понятыми.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющие  составляет справку о проведенной  проверке, где фиксируются предмет  проверки и сроки ее проведения. После  составляется акт о выездной налоговой проверки, в акте  записываются  найденные нарушения с ссылками на законы, которые нарушены, а также  документы,  которые доказывают эти  нарушения, а также предложения  проверяющего по устранению недочетов.

Если налогоплательщик не согласен с наруше6ниями, которые  были указаны в акте выездной проверки, то он может в двухнедельный срок предоставить в налоговый орган  письменное  объяснение мотивов  отказа подписать акт или возражения по акту.

По итогам выездной налоговой  проверки могут быть вынесены следующие  решения:

1) решение о привлечении налогоплательщика к ответственности;

2) решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

Большое значение имеет такая  форма налогового контроля как учет налогоплательщиков.  В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ постановке на учет в налоговых органах подлежат как организации, так и физические лица по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений  организации, месту жительства физического  лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества  и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Все указанные сведения включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой  службы и в Единый государственный  реестр налогоплательщиков.

Если происходит изменения  место нахождения или место регистрации  налогоплательщика, то его снятие с  учета осуществляется налоговым  органом, в котором налогоплательщик состоял на учете. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом  органе по новому месту регистрации  осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту учета.

Если организация приняла  решение о прекращении своей  деятельности или обособленного  подразделения, то  снятие с учета  организации по месту нахождения этого подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению  плательщика в течение 10 дней, но не ранее окончания выездной проверки8.

Информация о работе Проведение налогового контроля