Развитие налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:08, доклад

Описание работы

Большинство экспертов сходятся во мнении, что налоговая система в России в настоящее время вполне адекватна экономической ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской экономики должен быть подкреплен не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.

Файлы: 1 файл

Развитие налоговой системы в России.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Права и обязанности налоговых  органов указаны соответственно в ст. 31 и 32 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что одной из важных обязанностей налоговых органов  является обязанность бесплатно  информировать (в том числе в  письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов о действующих налогах  и сборах, соответствующих законодательных актах, а также о порядке исчисления и уплате налогов и сборов.

Руководитель налоговой службы РФ Мишустин М. В. считает, что налоговая  служба должна, постепенно снижая фискальную часть, стать сервисной компанией, которая помогает налогоплательщику. Важна также предсказуемость и равномерность применения налогового законодательства, чтобы налогоплательщик знал, что от него ожидает государство, чтобы не было двойной трактовки и произвольного применения норм Налогового кодекса.

Резервы, имеющиеся в имущественных  налогах 

Имущественные налоги значительно  в меньшей степени, чем ресурсные  или налоги на прибыль и НДС, зависят  от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового  состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Это ярко проявилось в условиях экономического кризиса. Динамика поступлений от имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов.

Однако доля доходов от имущественных  налогов пока еще не слишком велика:

  • в бюджетной системе РФ - около 7%;
  • в региональных бюджетах - до 14%;
  • в бюджетах муниципальных образований - до 18%.

Около 70% всех поступлений имущественных  налогов обеспечивает налог на имущество  организаций, земельный налог - 17%, транспортный налог с организаций и физических лиц - более 11%. При этом доля налога на имущество физических лиц не превышает 3%.

В структуре налоговых поступлений  зарубежных стран имущественные  налоги имеют больший вес, чем  в России. В целом подходы к порядку взимания имущественных налогов в России и зарубежных странах схожи: органы местного самоуправления устанавливают налоговые ставки и льготы по налогу. Однако функции по ведению реестра объектов недвижимости, оценки их стоимости в России отданы различным ведомствам, а во многих зарубежных странах сконцентрированы в едином органе.

В качестве основных путей совершенствования  имущественного налогообложения и  повышения собираемости имущественных  налогов предусмотрены следующие.

Во-первых, вовлечь в налоговый оборот максимально возможное количество объектов и субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между Росреестром, органами технической инвентаризации, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

Во-вторых, ввести единое налоговое  уведомление по уплате налогов по всему недвижимому имуществу, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

В-третьих, следует предусмотреть  освобождение от обложения налогом  на имущество организаций высокотехнологичного оборудования в целях инновационного развития предприятий всех отраслей экономики.

Итогом реформы имущественного налогообложения будет создание условий для замены ныне действующих  земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

Упрощение налоговых процедур

Особое внимание будет уделяться  повышению открытости Федеральной  налоговой службы и упрощению  налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Уже сегодня на всей территории России налоговые органы используют единый программный комплекс - систему «Электронной обработки данных» (ЭОД) с помощью которого обеспечивается автоматизация всех рабочих процессов. Для обработки больших массивов информации созданы специализированные ЦОД в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово и Нижнем Новгороде, в которых обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Инспекции и управления оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой. Все это позволило вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень. Не секрет, что к 2004 году ФНС стала фактическим лидером в части использования информационных технологий среди всех государственных структур. Тем не менее, уже очевидно, что архитектура программного комплекса ЭОД морально устарела и не обеспечива ет в полной мере соблюдения регламентов и процедур налогового администрирования.

В целях совершенствования электронного документооборота должны получить развитие различные электронные сервисы, направленные на повышение открытости и упрощение налоговых процедур. Существующий сегодня на сайте www.nalog.ru сервис «Личный кабинет» будет преобразован в ключевое средство взаимодействия между Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Так в «Личном кабинете» для всех категорий налогоплательщиков уже к началу 2011 года будет отражаться полный набор сведений о взаимоотношениях с налоговыми органами (декларации, платежи, состояние расчетов с бюджетом, уведомления). В результате будет обеспечена возможность бесконтактного взаимодействия с налоговой службой по всем видам налоговых процедур (представление отчетности, проведение зачетов, истребование документов, электронные платежи и т.д.).

Предполагается  узаконить понятия «электронное уведомление», электронное требование»  и «электронное истребование документов». Налогоплательщикам - физическим лицам  будет предоставлена возможность уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, Интернет и с использованием мобильной связи.

Кроме того, планируется создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами.

В 2010 году в законодательство внесены  изменения, предусматривающие регистрацию  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном  виде. В настоящее время Федеральная налоговая служба технически и технологически готова к приему документов для регистрации налогоплательщиков в электронном виде.

В I квартале2011 года первый и крупнейший в России Единый регистрационный  центр Москвы - МИФНС России №46 по Москве начнет прием заявлений в электронном виде. При регистрации индивидуальных предпринимателей, проживающих в столице. Для этого гражданину сначала нужно будет получить сертификат ключа цифровой подписи, а уже затем подать заявление в электронном виде, подписанное ЭЦП через портал Госуслуг или портал ФНС России.

Возможность подать документы в электронном  виде на регистрацию юридических  лиц на территории Москвы появится, начиная с II квартала 2011 года. Организации  будут регистрироваться через нотариусов или самостоятельно. В первом случае для направления в регистрирующий орган комплекта документов в электронном виде заявитель должен будет заверить у нотариуса свою подпись на заявлении о государственной регистрации. Представить документы можно будет только через тех нотариусов, у которых есть ЭЦП. При наличии собственной ЭЦП заявитель вправе будет переслать документы в регистрирующий орган самостоятельно. Документы о регистрации юридическое лицо сможет получить как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Подобные передовые технологии регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вскоре будут введены также и в других регионах России, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Валерий Соловьев, советник государственной  гражданской службы РФ II класса


Информация о работе Развитие налоговой системы в России