Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 17:45, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение роли банков в своевременном и полном поступлении налоговых платежей.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1)проанализировать место банков в области налоговой деятельности государства;
2)определить специфику банков как субъекта налоговых отношений;
3)рассмотреть права и обязанности банков по обеспечению поступлений налоговых платежей;
4)определить виды нарушений банком обязанностей, ответственность за их совершение.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика банков как субъекта налоговых отношений…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Роль банков в своевременном и полном поступлении налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды
2.1 Права и обязанности банков по обеспечению поступлений налоговых платежей…………………………………………………………………………….8
2.2 Виды нарушений банком обязанностей и ответственность за их совершение………………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………………………….19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
(МЭСИ)»
«Налогообложение финансового сектора экономики»
«Роль банков в своевременном
и полном поступлении
налоговых платежей в бюджет и внебюджетные
фонды»
Выполнила: студентка группы ЭКбак-41
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Специфика банков как
субъекта налоговых отношений………………………………………………………
Глава 2. Роль банков в своевременном и полном поступлении налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды
2.1 Права и обязанности
банков по обеспечению
2.2 Виды нарушений банком
обязанностей и
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………….
Введение
В любой налоговой системе банки всегда занимают особое положение. Фактически они играют роль кровеносных сосудов в пополнении доходной части бюджета, то есть от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит полнота бюджета. Также банки предоставляют финансовые ресурсы, необходимые для развития производства, способствуют оптимизации размещения денежных средств.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время роль банков в экономике нашей страны особенно велика, банковские услуги востребованы населением и юридическими лицами: населением - в силу кредитного бума 2000-х годов, а организациями - в силу действующего законодательства. Не осталось в стороне и государство, ведь как уже было сказано, через банки пополняется государственный бюджет.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12.10.1998 N 24-П особо отметил, что в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на кредитные учреждения возложена публично - правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В связи с данной специфичностью положения банков в системе налогового администрирования, актуальны и вопросы применения мер ответственности за нарушения банками своих обязательств.
Основной целью данной работы является изучение роли банков в своевременном и полном поступлении налоговых платежей.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1)проанализировать место банков в области налоговой деятельности государства;
2)определить специфику банков как субъекта налоговых отношений;
3)рассмотреть права и
обязанности банков по
4)определить виды нарушений банком обязанностей, ответственность за их совершение.
Объектом данной работы являются: коммерческие банки как субъекты налогового права, теоретические и практические аспекты их налоговой деятельности.
Предмет исследования-правоотношения, складывающиеся в области налоговой деятельности между банками и государством ( в лице его органов) и иными участниками отношений.
Глава 1. Специфика банков как субъекта налоговых отношений
Среди участников налоговых правоотношений и в числе наиболее серьезных игроков на помосте финансовой системы выделяются банки.
Основываясь на практических аспектах деятельности коммерческих банков, можно подчеркнуть следующее: банки - специфический сектор экономики, осуществляющий лицензирование, валютный контроль, обеспечение расчетов между организациями, привлечение и размещение средств организаций и физических лиц1.
Это незаменимые субъекты финансово-хозяйственных
отношений, которые: осуществляют кассовое
исполнение бюджета; являются центрами
концентрации капитала и, следовательно,
практически единственными реальными
инвесторами; выполняют функции налоговых
агентов в силу повышенных обязательств
по сравнению с другими налогоплательщиками.
Банки как субъекты финансового
рынка имеют два существенных признака,
отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной
обмен долговыми обязательствами: они
размещают свои собственные долговые
обязательства (депозиты, сберегательные
сертификаты и пр.), а мобилизованные таким
образом средства размещают в долговые
обязательства и ценные бумаги, выпущенные
другими. Это отличает банки от финансовых
брокеров и дилеров, которые не выпускают
своих собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на
себя безусловных обязательств с фиксированной
суммой долга перед юридическими и физическими
лицами. Этим банки отличаются от различных
инвестиционных фондов, которые все риски,
связанные с изменением стоимости ее активов
и пассивов, распределяет среди своих
акционеров.
Во взаимоотношениях с налоговыми
органами банк выступает в трех лицах:
-непосредственно как самостоятельный
налогоплательщик;
-как посредник между государством
и налогоплательщиками, через которого
осуществляют финансово-хозяйственные
операции другие налогоплательщики (предприятия,
организации, граждане) и который в силу
указанного может предоставить налоговым
органам специфические услуги, в том числе
необходимую информацию для проверки
правильности исчисления и своевременности
уплаты налогов в бюджет;
-как налоговый агент (в части
исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых
налогоплательщиками, и перечисления
их в бюджет).
В Налоговом кодексе Российской Федерации
в качестве субъектов налоговых отношений
названы: налогоплательщики (плательщики
сборов), налоговые агенты, налоговые органы
(федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору
в области налогов и сборов, и его территориальные
органы), таможенные органы (федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области таможенного
дела, подчиненные ему таможенные органы
Российской Федерации).
Таким образом,
в специфические самостоятельные участники
налоговых отношений банки и кредитные
учреждения прямо не выделены. Однако
в отдельных статьях Налоговый кодекс
РФ устанавливает статус, права и обязанности
банков, что фактически определяет их
важнейшую роль в отечественной налоговой
системе.
Практически при любом способе уплаты
налога (через налогового агента, путем
самостоятельной уплаты, через сборщиков
налогов и т.д.) деньги до бюджета доходят
путем безналичных перечислений. При этом
налоговое отношение замыкается на банке. Реализация данного отношения производится
с участием банка, который осуществляет
продвижение суммы налогового платежа
от налогоплательщика до государства,
что завершается зачислением данных денег
в соответствующий государственный денежный
фонд (в бюджет или во внебюджетный денежный
фонд). Государство, отстаивая свои
фискальные интересы, применило систему
регулирования, посредством налогового
законодательства, деятельности банков,
связанную с безналичным перечислением
сумм налогов, то есть так или иначе связанную
с налогообложением. И расчетное правоотношение,
связанное с проведением суммы налогового
платежа до соответствующего государственного
денежного фонда, приобретает отчетливое
налогово-правовое свойство. Выразилось
это, в первую очередь, в том, что само перечисление
суммы налогового платежа путем списания
этой суммы с банковского счета налогоплательщика
и зачисления ее на бюджетные или иные
счета государства трансформировалось
из частноправовой обязанности банка
перед клиентом в публично-правовую обязанность
банка перед государством.
В итоге имеет место следующая система
правоотношений:
- материальное налоговое правоотношение,
субъектами которого являются налогоплательщик
и государство и назначением которого
выступает уплата налога. Данное отношение
в рассматриваемой системе носит характер
основного правоотношения;
- организационное налоговое
правоотношение, субъектами которого
выступают государство, банк и клиент банка, выступающий одновременно
налогоплательщиком. Назначение данного
отношения - организация проведения суммы
налогового платежа в порядке безналичного
перечисления через банк, в котором налогоплательщик
является владельцем счета, от этого налогоплательщика
к государству. Данное отношение в рассматриваемой
системе носит характер налогового расчетного
правоотношения и является вспомогательным
применительно к основному, материальному,
налоговому правоотношению.
Глава 2. Роль банков в своевременном и полном поступлении налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды
2.1 Права и обязанности
банков по обеспечению
Основной обязанностью банков по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Кроме того, одной из важнейших обязанностей банков в налоговой сфере является учет налогоплательщиков. При этом банки обязаны соблюдать ряд условий, предусмотренных российским законодательством.
Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в 5-дневынй срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета2.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определенном законодательством РФ, в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, являющимся основополагающим законом, регулирующим налоговые отношения в РФ, установлено, что предприятия обязаны самостоятельно до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды.
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законодательством.
В случае недостаточности средств на расчетном (текущем) счете клиента для выполнения всех платежей коммерческий банк помещает предъявленные, но не выполненные по указанной причине платежные документы в картотеку, учитываемую по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Статья 855 ГК РФ устанавливает следующую очередность списания средств при недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения всех предъявляемых к нему требований.
В первую очередь осуществляется списание средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.
В добровольном порядке алименты, профсоюзные взносы списываются в пятую очередь как и оплата почтовых услуг в том и другом случае.
Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.
В третью очередь производится списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).
В четвертую очередь производится списание средств по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.
В пятую очередь – по другим платежным документам.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной группе очередности производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа.
Ссудный счет работает только через расчетный счет при погашении. В Указе Президента РФ № 1212 подчеркивается невозможность внесения наличных денежных средств одними предприятиями на счета других лиц-владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет – иначе штраф в 2-кратном размере суммы взноса.
Кредитная организация обязана осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено Федеральным законом, договором или платежным документом (ст. 31 Закона «О банках и банковской деятельности»).
Банк (ст. 45 НК) не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовать неперечисленные средства в качестве кредитных ресурсов. В соответствии с п. 2 ст. 45 НК обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет.