Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 17:45, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение роли банков в своевременном и полном поступлении налоговых платежей.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
1)проанализировать место банков в области налоговой деятельности государства;
2)определить специфику банков как субъекта налоговых отношений;
3)рассмотреть права и обязанности банков по обеспечению поступлений налоговых платежей;
4)определить виды нарушений банком обязанностей, ответственность за их совершение.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика банков как субъекта налоговых отношений…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Роль банков в своевременном и полном поступлении налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды
2.1 Права и обязанности банков по обеспечению поступлений налоговых платежей…………………………………………………………………………….8
2.2 Виды нарушений банком обязанностей и ответственность за их совершение………………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………………………….19
Если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), банке по платежному поручению налогоплательщика списал с его расчетного счета денежные средства в уплату налогов, но они по каким-либо причинам не зачислены банком на бюджетный счет, тем не менее считается, что налогоплательщик не имеет задолженности перед бюджетом и, следовательно, к нему не могут быть применены финансовые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом.
Статья 31 НК – налоговые органы имеют право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.
Обязанность банков по предоставлению информации о финансово-хозяйственных операциях распространяется на организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Запрашиваемая информация должна быть связана с необходимостью проверки правильности налоговых расчетов (в том числе в процессе встречных проверок налогоплательщиков) и своевременности расчетов с государством (ст. 87 НК РФ). В то же время банк вправе отказать налоговому органу в предоставлении информации, носящей сугубо внутрибанковский характер (например, кредитное досье клиента), а также документов, не имеющих отношения к проверяемому налогоплательщику или его деятельности. Непредставление кредитной организацией информации в таких случаях не образует состава налогового правонарушения.
Налоговые органы могут взыскивать платежи в бюджет (в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок), а также штрафные санкции, в виде пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщиков на расчетных (текущих) счетах налогоплательщиков (ст. 46 п. 1, п. 9). Взыскание налога (п. 2 ст. 46) производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщиков. Инкассовое поручение выставляют налоговые инспекции, где налогоплательщик состоит на налоговом учете, или вышестоящей налоговой организацией. В инкассовом поручении указывается сумма, номер счета, на который надо зачислять средства с расчетного счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Последующие действия производятся через суд. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Распоряжения налоговых органов (инкассовые поручения) о взыскании платежей со счетов предприятий, не внесенных налогоплательщиками в установленные сроки, принимаются банками к исполнению независимо от согласия плательщика. Исполнение инкассового поручения осуществляется в очередности, установленной ГК РФ (ст. 46 п. 4 НК), то есть установленной для бюджетных платежей. Взыскание налога (ст. 46) может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Инкассовые поручения на рублевые счета должны быть исполнены не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения инкассовых поручений. Инкассовые поручения на валютные счета налоговые инспекции могут выставить, если на расчетных, текущих и иных (кроме депозитных и ссудных) счетах предприятий, учреждений и организаций рублевых средств нет или их недостаточно для уплаты налоговых и иных обязательных платежей, а также пени за задержку их уплаты. Взыскание с текущих валютных счетов предприятий, организаций производится в пределах остатков денежных средств на этих счетах, а в случае недостаточности этих средств с последующих поступлений сумм в иностранной валюте в объеме, эквивалентом всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке, с применением курса рубля к иностранным валютам, котируемого ЦБ РФ на дату продажи (ст. 46 п.5 НК)валюты с текущих валютных счетов. При этом в банк одновременно с инкассовым поручением направляется поручение банку на продажу валюты не позднее следующего дня. Инкассовое поручение должно быть исполнено не позднее двух операционных дней.
При недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах налогоплательщиков в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога распоряжение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за поступлениями на валютный счет, поскольку это не нарушает порядок очередности, установленной ГК (ст. 46 п.6 НК). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Так, налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком. Отменяется это решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнения решения о взыскании налога.
2.2 Виды нарушений
банком обязанностей и
В главе 18 НК РФ определены виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.
Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст.132 НК РФ). Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.
Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа (ст. 133 НК РФ). Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134 НК РФ). Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей.
Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (ст.135 НК РФ). Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст.135.1 НК РФ). Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 ст.86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 ст.76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (ст.135.2 НК РФ). Предоставление права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей. Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей. Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия остатка электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которого в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы. Непредставление банком справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ, а также представление справок с нарушением установленного срока или справок, содержащих недостоверные сведения, влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Штрафы, указанные в статьях 132 - 135.2, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному настоящим Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.
Заключение
В налоговой системе РФ банки играют неоднозначную роль: выступают в роли налогоплательщиков, налоговых агентов, а также финансовых посредников в движении денежных средств от налогоплательщиков в бюджет государства, что определяет существование у них специального налогово - правового статуса, который однако все еще не нашел своего закрепления в рамках НК РФ.
Весь комплекс публично-правовых обязанностей банков в налоговых отношениях можно разделить на три обособленные группы:
1.обязанности по исполнению
поручений на перечисление
2.обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков;
3.обязанности по
Санкции за нарушение банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, установлены в виде штрафов и пеней.
Глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение» НК РФ предусматривает пять составов правонарушений банков:
- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст.132);
- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа (ст.133);
- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134);
- неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (ст.135);
- непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган (ст.135.1);
- нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (ст.135.2).
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
3. Е. Вылкова, М. Романовский.. Налоговое планирование — СПб.: Питер, 2011.
4. Гончаренко Л. И. "Налогообложение организаций финансового сектора экономики": Учебное пособие / Под общей редакцией проф., д.э.н. Павловой Л.П. Москва 2013г.