Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:16, дипломная работа
Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения и влияния на предприятие.
Задачи:
1. Дать характеристику отдельным видам нарушений налогового законодательства Российской Федерации;
2. Рассмотреть общие положения об ответственности за налоговые правонарушения;
3. Показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения па примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»;
4. Дать обзор практике применения финансовых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Введение………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты налоговых правонарушений и финансовой деятельности предприятия……………………………………
1.1. Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах и применяемые санкции………………………………………………………
1.2. Финансовая деятельность налогоплательщика: основные направления и налоговая ответственность за совершаемые действия …….
Глава II. Особенности применения санкций за налоговые правонарушения в РФ (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»).......
2.1. Анализ динамики нарушений законодательства о налогах и сборах в РФ…………………………………………………………………..
2.2. Анализ и оценка влияния применения санкций за налоговые правонарушения на финансовую деятельность предприятия (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»)……………………………………..
Глава III. Проблемы и предложения по возможности недопущения или смягчения санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………...
Приложение
Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману самого бухгалтера. Соответствующие штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Таблица 1.2.1
Размер штрафов за налоговые правонарушения для должностных лиц предприятия, предусмотренные КоАП РФ
Правонарушение (статья КоАП РФ) |
Размер штрафа |
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (п. 1 ст. 15.3) |
От 500 до 1000 руб. |
Ведение деятельности при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (п. 2 ст. 15.3) |
От 2000 до 3000 руб. |
Продолжение таблицы 1.2.1
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4) |
От 1000 до 2000 руб. |
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5) |
От 300 до 500 руб. |
Непредставление в налоговые органы, таможенные органы или органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6) |
От 300 до 500 руб. на должностных лиц, от 100 до 300 руб. на граждан |
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 15.11) |
От 2000 до 3000 руб. |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст.15.1), а именно: - осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; - неоприходование
(неполное оприходование) в - несоблюдение
порядка хранения свободных - накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ст. 15.1) |
На должностных лиц от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц от 40000 до 50000 руб. |
Источник: таблица составлена автором [12, ст. 15.3-15.11]
Грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности является искажение сумм начисленных налогов и сборов или искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.
Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение право восстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.
Глава II. Особенности применения санкций за налоговые правонарушения в РФ (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»)
2.1. Анализ динамики нарушений законодательства о налогах и сборах в РФ.
Вступивший в силу Федеральный закон от 29.12.2009 (ред. от 07.02.2011) № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно изменил как налоговую, так и уголовную политику государства в сфере налоговых правонарушений и преступлений. Сегодня мы уже можем предварительно оценить последствия применения данного Закона и увидеть, что прогнозы авторов этого Закона начинают сбываться. Количество налоговых преступлений у нас в стране заметно снизилось.
Так, за 7 месяцев 2010 года всего по Российской Федерации выявлено 9855 налоговых преступлений (сокращение по сравнению с предыдущим годом на 42%), из которых 6768 (68,7%) были совершены в особо крупном размере – сокращение по сравнению с предыдущим годом на 47%. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 32,8 млрд. рублей (сокращение по сравнению с 2009 годом на 5,1%). За этот же период окончено расследованием 7152 уголовных дела по налоговым преступлениям (сокращение на 43%), направлено в суд 3513 дела, выявлено 4970 лиц, совершивших налоговые преступления (сокращение на 46%), из которых 1385 лиц привлечено к уголовной ответственности (сокращение на 56%).
Наибольшее сокращение количественных показателей можно отметить по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица). Так, с января по август 2011 года выявлено 1316 преступлений (сокращение на 66%). Размер причиненного материального ущерба составил 1,7 млрд руб. (сокращение на 46,7%). Закончено расследованием по ст. 198 УК РФ 1155 уголовных дел (сокращение на 66%). Направлено в суд 218 уголовных дел (сокращение на 80,4%), при этом выявлено 1179 лиц, совершивших указанные преступления (сокращение на 64,5%), из которых 216 привлечены к уголовной ответственности (сокращение на 80%).
Что касается организаций, как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений.
Другие способы совершения налоговых
нарушений встречаются
Наибольшее количество нарушений
налогового законодательства в крупном
и особо крупном размере
Наиболее криминогенными отраслями
народного хозяйства по доле предприятий
с выявленными нарушениями
В ФНС России существует форма № 2-НК Отчета о результатах контрольной работы налоговых органов. Данные данного отчета выглядят следующим образом:
Таблица 2.1.1
Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.01.2012 г. Всего по России
Количество, единиц |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей | |
Камеральные проверки |
36 361 083 |
53 900 081 |
из них выявивших нарушения |
2 105 050 |
- |
Выездные проверки организаций и физических лиц |
67 349 |
288 167 517 |
в том числе: выявившие нарушения |
66 579 |
- |
проверки организаций |
51 649 |
271 513 347 |
из них: выявившие нарушения |
51 078 |
- |
Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ |
- |
56 314 081 |
Источник: [www.nalog.ru]
Таким образом, посредством камеральных налоговых проверок выявлено всего 5,78% нарушений из общего их числа. Однако в части выездных проверок ситуация печальная, 98,85% выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах из общего числа проверок. Данная статистика свидетельствует о том, что в России за прошлый год значительно участились ошибки и нарушения законодательства в основном у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это связано в большей степени с последними изменениями законодательства в части сдачи отчетности в налоговую инспекцию, так как многие предприятия еще не успели должным образом перестроиться под новые требования, и в связи с этим допускают значительные ошибки. Таким образом, на переподготовку бухгалтеров и финансистов на многих предприятиях потребуется время.
Попробуем рассмотреть статистические данные по выездным проверкам в разрезе по регионам.
Таблица 2.1.2
Сведения о выявленных правонарушениях при выездных проверках организаций по состоянию на 01.01.2012 г. по регионам
Регион |
Количество, единиц |
В процентах к общим данным, % |
Российская Федерация |
51 078 |
100,00 |
в т.ч. Центральный Федеральный Округ |
14 699 |
28,78 |
в т.ч. город Москва |
5 311 |
36,13 |
Северо-Западный Федеральный Округ |
5 187 |
10,16 |
Северо-Кавказский Федеральный Округ |
2 884 |
5,65 |
Южный Федеральный Округ |
4 810 |
9,42 |
Приволжский Федеральный Округ |
10 607 |
20,77 |
Уральский Федеральный Округ |
3 996 |
7,82 |
Курганская область |
260 |
6,51 |
Свердловская область |
1 323 |
33,11 |
Тюменская область |
401 |
10,03 |
Челябинская область |
1 249 |
31,27 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
436 |
10,91 |
Ямало-Hенецкий АО |
327 |
8,18 |
Сибирский Федеральный Округ |
6 292 |
12,32 |
Дальневосточный Федеральный Округ |
2 342 |
4,59 |
Источник: [www.nalog.ru]
Из данной таблицы видно, что большинство правонарушений выявленных при выездных налоговых проверках приходится на Центральный Федеральный округ 28,78% и Приволжский Федеральный округ 20,77%. В Центральном Федеральном округе большую долю занимает Москва 36,13%. Уральский Федеральный округ занимает третье место с конца 7,82%. Показатели по правонарушениям ниже только в Северо-Кавказском (5,65%) и Дальневосточном (4,59%) округах. Относительно Уральского федерального округа Ямало-Ненецкий автономный округ составляет 8,18%. Данный показатель удовлетворительно характеризует округ в особенности на фоне Свердловской области 33,11%. Процентное соотношение данных показателей, скорее всего, связано с масштабностью городов и регионов.
2.2. Анализ
и оценка влияния применения
санкций за налоговые правонару
Закрытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Север» является одной из региональных организаций газового холдинга ООО «Газпром межрегионгаз», отвечающего в системе дочерних компаний Газпрома за поставку и реализацию газа на внутреннем рынке страны. Генеральный директор Волков Александр Александрович.
Компания осуществляет поставку природного газа промышленным потребителям и жителям юга Тюменской области, а так же автономных округов.
В состав Общества входит три филиала:
— филиал в Тюменской области;
— филиал в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре;
— филиал в Ямало-Ненецком автономном округе.
На сегодняшний день потребителями природного газа являются 260 373 абонента и 3 342 промышленных потребителя.
В результате «слияния» двух предприятий — «Северрегионгаз» и «Тюменьрегионгаз» — с 1 января 2009 года на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов поставку «голубого топлива» осуществляла компания «Северрегионгаз».
В октябре 2010 года изменено фирменное название предприятия на Закрытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Север».
Компания работает по принципу «единого» договора, оказывая одновременно услуги по поставке, транспортировке и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Расчетами с населением за газ занимается служба по работе с населением. Для жителей области работают 33 абонентских пункта и участка.
Проведение единой технической и тарифной политики, расширение рынка сбыта и оптимизации затрат позволили в 2009 году снизить одну из составляющих цены на природный газ — ПССУ (плата за снабженческо-сбытовые услуги). Так, для промышленных потребителей юга Тюменской области ПССУ снижена на 30%, а для населения — на 17%.