Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Файлы: 1 файл

шпоры по налогам и н.о..doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют, как  правило, три типа налоговой политики государства. Первый тип – политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов.  Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий. Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий. Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.

 

22. Общая  характеристика НДС, его роль  в формировании доходных источников бюджета.   НДС- налог федеральный, косвенный, общий, ставки по нему пропорциональные, не является регулирующим, поступает в ФБ. НДС введен с 1.01.92 г. в соответствии с законом РФ « О НДС».  С 2001 года порядок исчисления НДС регулируется гл. 21 НК РФ. Налог выполняет фискальную функцию, из общей суммы налоговых поступлений на него приходится около 33%. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемая как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Плательщиками налога выступают организации, ИП, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

 

12. Налоговое  обязательство и его исполнение. Способы обеспечения исполнения  налогового обязательства.

Налоговым обязательством признается обязанность плательщика  при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор. Основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства определяются налоговым законодательством. Налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора. Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору. Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора. Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства. Налог, сбор не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора в бюджет, а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежного поручения на уплату налога, сбора этот плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке, и (или) не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований. Если обязанность по исчислению и удержанию налога, сбора возложена в соответствии с настоящим Кодексом на иное обязанное лицо, то налоговое обязательство плательщика считается исполненным со дня уплаты суммы налога, сбора этим обязанным лицом в бюджет. Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

 

14. Налогоплательщики,  объекты налогообложения и виды  доходов по НДФЛ. 

       Налогоплательщиками налога на  доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей. К доходам от источников в РФ относятся: 1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;  2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты и выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; 3) доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав; 4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ; 5) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. (ГЛ. 23)

 

27. Основные  принципы построения налоговой  системы РФ.

         Налоговая система представляет собой совокупность всех налогов, законодательно  установленных на территории РФ. Различают след. принципы налогообложения: 1) всеобщность – охват налогами всех субъектов;2) стабильность – устойчивость видов налогов и ставок;3) равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам в равной доле от равного дохода; 4) обязательность -  принудительность уплаты и неизбежность взыскания; 5) социальная справедливость – установление нал.ставок и льгот, оказывающих щадящее воздействие на  низкодоходные орг-ции и группы населения; 6) однократность обложения – один и тот же объект н/обл облагается один раз за опред.период; 7) разумное сочетание прямых и косвенных налогов; 8) универсализация н/обл – один подход ко всем хоз.субъектам; 9) строгий порядок введения и отмены ОГВ налогов, их ставок и нал.льгот; 10) четкая классификация налогов, в основу которой положена компетенция соотв. ОГВ; 11) эффективность – это превышение сумм налогов над затратами по их взиманию.

 

 

 

 

 

19. Экономические  принципы налогообложения.

      1). Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2). Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 3). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. 4). Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. 5). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено НК. 6). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 7). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

15. Налоговые  правонарушения и ответственность  за их совершение.

        Налоговым правонарушением признается  виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ. Выделяют следующие виды налоговых правонарушений и виды ответственности за их совершение: 1) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (5 тыс. руб, 10 тыс.руб); 2) Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (20 тыс.руб, 40 тыс.руб.); 3) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке 5 тыс.руб); 4) Непредставление налоговой декларации (5% от суммы налога, но не менее 100 руб); 5) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (разные ставки); 6) Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (20 % от неуплаченной суммы налога); 7) Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (20 % от суммы подлежащей перечислению) и др.

 

16. Налоговая  система РФ, ее структура и  принципы построения.

              Налоговая система представляет собой совокупность всех налогов (федеральных,  региональных, местных) законодательно  установленных на территории РФ. Различают след. принципы налогообложения: 1) всеобщность – охват налогами всех субъектов;2) стабильность – устойчивость видов налогов и ставок;3) равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам в равной доле от равного дохода; 4) обязательность -  принудительность уплаты и неизбежность взыскания; 5) социальная справедливость – установление нал.ставок и льгот, оказывающих щадящее воздействие на  низкодоходные орг-ции и группы населения; 6) однократность обложения – один и тот же объект н/обл облагается один раз за опред.период; 7) разумное сочетание прямых и косвенных налогов; 8) универсализация н/обл – один подход ко всем хоз.субъектам; 9) строгий порядок введения и отмены ОГВ налогов, их ставок и нал.льгот; 10) четкая классификация налогов, в основу которой положена компетенция соотв. ОГВ; 11) эффективность – это превышение сумм налогов над затратами по их взиманию.

 

17. Федеральные,  региональные и местные налоги  и сборы. НПБ установления и регулирования ФН, РН и МН и сборов. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.  Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов в соответствии с НК и законами субъектов о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом, также могут устанавливаться налоговые льготы. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК и  НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.  Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК.  НК устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

18. Налоговые  органы и органы, осуществляющие  налоговый контроль.        Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов, ОМСУ и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК и иными НПА РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК, иными ФЗ о налогах, а также иными ФЗ. Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения. Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

30. Акцизы, общая характеристика.

     Акцизы  представляют собой вид косвенных  налогов на товары преимущественного массового потребления. Как и НДС они являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается покупателем, однако, если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая материальные затраты. В настоящее время акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой, они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: 1)один из важных источников дохода бюджета; 2) это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально-вредных) и регулирования спроса и предложения на товары. Акцизы являются федеральным налогом, взимается на всей территории РФ и с 1.01.2001 года порядок исчисления акцизов регламентирован гл.22 НК РФ. Плательщиками акцизов признаются организации, ИП, лица, перемещающие товары через таможенную территорию РФ в соответствии с таможенным кодексом РФ. 

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"