Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право"

Файлы: 1 файл

Налоговое право.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по «Налоговому  праву»

 

2. Принципы (основные начала) налогового  права.

К числу принципов или  основных начал налогового права, согласно ст.3 НК РФ, относятся:

всеобщность налогообложения;

податное равенство;

экономическая обоснованность налогов и сборов;

определенность налогов  и сборов;

конституционность налогообложения;

законность установления налогов и сборов.

Всеобщность налогообложения  означает, что каждое без исключения лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы.

Податное равенство предполагает одинаковые для всех условия налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Экономическая обоснованность как принцип требует, чтобы налоги и сборы имели экономическое  основание и не являлись произвольными.

Определенность требует  при установлении налогов точно  определять все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Конституционность означает, что при налогообложении должны учитываться положения конституционного закона. В частности, недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами, своих конституционных прав, а также нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Законность установления подразумевает, что федеральные  налоги и сборы должны устанавливаться, изменяться или отменяться только Налоговым  кодексом РФ, а региональные и местные - соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах опять-таки в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

12.     Понятие элементов закона о налоге (элементов налогообложения).

Элементы Закона о налоге (элементы налогообложения) - это внутренние исходные функциональные единицы, которые в  своей совокупности составляют юридическую  конструкцию налога.

Состав элементов для всех налогов и сборов одинаков, поэтому они являются универсальными. Однако определяются эти элементы в налоговом законе, в большинстве своем, отдельно по каждому налогу или сбору. В результате элементы налогов становятся сугубо индивидуальными (могут совпадать лишь отдельные элементы, но не все), что в свою очередь и позволяет различать обязательные платежи между собой.

В ст. 17 НК РФ определены общие условия  установления налогов и сборов. В  соответствии с ней, налог (сбор) считается  установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В теории же налогового права выделяются следующие элементы закона о налоге:

налогооблагающий субъект

субъект налога

предмет и источник налога

объект налога

налоговая база

масштаб налога

единица налогообложения

налоговый (отчетный) период

налоговая ставка

порядок исчисления налога

срок уплаты налога

порядок уплаты налога

налоговые льготы;

порядок зачета (возврата) переплаты налога

порядок принудительного взыскания  недоимки

ответственность за неуплату налога

В зависимости от того, является тот  или иной элемент необходимым  для установления налогов или  нет, все элементы подразделяются на обязательные (существенные) и необязательные (факультативные)

Обязательные  элементы налога. Налогооблагающий субъект. Субъект налога Предмет и источник налога. Объект налога. Налоговая база и метод ее формирования. Масштаб налога и единица налогообложения. Налоговый и отчетный периоды. Ставка налога и метод налогообложения. Порядок исчисления налога. Срок уплаты налога. Порядок уплаты налога. 
Элементы Закона о налоге, являющиеся обязательными.  
Согласно ст. 17 НК РФ, «налог (сбор) считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения».  
Объектами налогообложения, как определено в ст. 38 НК РФ, могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности но уплате налога. В теории налогового права объект налогообложения определяется как юридический факт или совокупность юридических фактов, который в соответствии с налоговым законом обуславливает обязанность по уплате налога.  
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В свою очередь юридические факты подразделяются на события и действия. Объекты налогообложения следует связывать именно с действиями, так как это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. При этом, безусловно, следует учитывать лишь правомерные действия.  
Указанные юридические факты могут возникать в процессе:  
·                    Производство благ (налог на прибыль, подоходный налог);  
·                    Обращение благ;  
·                    Потребление благ (НДС, акцизы).  
Налоговая база (основание исчисления налога) – это та часть предмета налога, с которой в соответствии с налоговым законом должен исчисляться. В основание исчисления налога может быть положен весь предмет или его часть.  
Метод формирования налоговой базы основывается на определенных моментах, принимаемых во внимание при формировании налоговой базы. В зависимости от того, какой момент принят за основу, методы формирования налоговой базы подразделяются на: кассовый метод (метод присвоения) и накопительный метод (метод чистого дохода).  
При использовании кассового метода во внимание принимается момент фактического получения налогоплательщиком каких-либо материальных и нематериальных благ, а при накопительном методе – момент получения права на них.  
Способы определения налоговой базы также различаются. По большинству налогов ее показатели определяются на основе данных бухгалтерского (налогового) учета. Такой способ именуется прямым. Если налоговая база определяется на основе данных об иных аналогичных налогоплательщиках, то такой способ называется косвенным.  
Условный способ основывается на использовании вторичных признаков условной суммы дохода. Паушальный способ предполагает использование вторичных признаков условной суммы налога.  
Масштаб налога (основание измерения налоговой базы) – применяется для измерения налоговой базы и являет собой какой-либо взятый за основу параметр предмета налога.  
Единица налогообложения – есть единица меры того или иного параметра налоговой базы.  
Налоговый период – это период времени, на протяжении которого завершается формирование налоговой базы и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.  
Отчетный период – это период времени, по итогам которого налогоплательщик должен самостоятельно составить и своевременно представить в налоговый орган налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) об имеющемся у него объекте налогообложения и сумме подлежащего с него уплате налога.  
Ставка налога – доля имущества налогоплательщика, подлежащая изъятию в пользу налогооблагающих субъектов.  
Виды ставок:  
·                    Твердые (специфические) ставки;  
·                    Процентные (адвалорные) ставки;  
·                    Комбинированные ставки. 

Твердые (специфические) ставки – это ставки, начисляемые  в установленном размере за единицу  налогообложения. Процентные (адвалорные) ставки – это ставки, которые  начисляются в процентах к облагаемой сумме. Комбинированные ставки – сочетают оба названных вида налогообложения.  
Метод налогообложения – способ изменения ставки налога в зависимости от увеличения или уменьшения налоговой базы.  
Виды методов:  
·  Равный метод налогообложения;  
·  Пропорциональный метод налогообложения;  
·  Прогрессивный метод налогообложения;  
·  Регрессивный метод налогообложения.  
Равное налогообложение – предполагает установление равной суммы налога для каждого налогоплательщика.  
Пропорциональное налогообложение – основывается на одинаковой ставке для каждого налогоплательщика.  
Прогрессивное налогообложение – предусматривает повышение ставки с увеличением налоговой базы.  
При регрессивном налогообложении ставка напротив понижается с увеличением налоговой базы.  
Обязанность исчисления налогов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренном для каждого из них налоговым законодательством, и возлагается как на налогоплательщиков и налоговых агентов, так и на налоговые органы.  
По большинству налогов (НДС, акцизы, налог с продаж) обязанность их исчисления возлагается на самого налогоплательщика. По отдельным налогам (подоходный налог, налог на прибыль) наряду с налогоплательщиками исчисление может осуществляться и налоговыми агентами, то есть имеет место сочетание субъектов исчисления. Исчисление налога может осуществляться налоговым агентом и налоговыми органами.  
Существует две системы исчисления налога:  
·                          Кумулятивная система;  
·                          Некумулятивная система.  
Кумулятивная система предусматривает исчисление налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее внесенных платежей (налог на прибыль), а некумулятивная система – исчисление налога, основывающееся на обложении базы по частям (НДС).  
Срок уплаты налога – это определенный в налоговом законе период времени (определенная календарная дата), в течение которого налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога. Срок уплаты налога может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.  
Порядок уплаты налога – это способ исполнения обязанности по его уплате. При уплате налога налогоплательщик должен знать:  
·                    Основание платежа (уплата налога или сбора);  
·                    Направление платежа (федеральный бюджет, региональный или местный бюджет, либо государственный внебюджетный фонд);  
·                    Валюту платежа (национальная и иностранная);  
·                    Форму платежа (наличная, безналичная, натуральная).  
Налоговый оклад – это сумма платежа по одному налогу или сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме. Выделяются три способа уплаты налога:  
·                    Удержание налога у источника выплаты дохода;  
·                    Уплата налога по налоговой декларации;  
·                    Уплата налога на основе кадастра.  
Источник выплаты дохода – организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход. Удержание налога может осуществляться указанными лицами в том случае, если такая обязанность возложена на них налоговым законом.  
Уплата налога по налоговой декларации предполагает подачу налогоплательщиком письменного заявления о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.  
Уплата налога на основе кадастра основана на использовании данных реестров, содержащих информацию о земле, недвижимости, недрах и пр.  
Отсутствие хотя бы одного из обязательных элементов в налоговом законе приводит в негодность всю юридическую конструкцию налога, соответственно обязанность по его уплате не устанавливается.  
К обязательным элементам относятся: налогооблагающий субъект; предмет и источник налога; субъект налога; объект налога; налоговая база; масштаб налога; единица налогообложения; налоговый и отчетный период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок уплаты налога; порядок уплаты налога.  
Налогооблагающий субъект – публичный субъект, в пользу которого осуществляется взимание того или иного налога (сбора), в свою очередь им же установленного и введенного в действие. Это РФ, её субъекты и административно-территориальные образования.  
Субъект налога (налогоплательщик) – это лицо, на которое в соответствии с налоговым законом возложена обязанность по уплате налога. Среди субъектов налогов, в первую очередь выделяются такие категории, как физические лица и организации.  
Носитель налога – лицо, которое фактически возмещает субъекту налога внесенные им в бюджет денежные средства в результате переложения налога.  
Предмет налога – это имеющие количественную, стоимостную или физическую характеристики предметы материального мира и нематериального блага, которые могут повлечь обязанность по уплате налога, если по отношению к ним субъект находится в определенном юридическом состоянии. 
Источник налога – это денежные средства налогоплательщика (доход, капитал), за счет которых осуществляется уплата налога. Источником налога может служить и иное имущество налогоплательщика. 

Факультативные  элементы налога. Налоговые льготы. Порядок зачета (возврата) излишне уплаченного налога. Порядок принудительного взыскания недоимки. Ответственность за неуплату налога.

Отсутствие факультативных элементов не приводит к ущербности юридической конструкции налога, однако без них взыскание обязательного  платежа может быть в значительной степени затруднено или даже практически  невозможно. Такими элементами являются: налоговые льготы; порядок зачета и возврата переплаты налога; порядок принудительного взыскания недоимки; ответственность за неуплату налога.  
Налоговые льготы – это предоставляемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах для отдельных категорий налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, уплачивать его в меньшем размере или в более поздние сроки.  
Зачет переплаты налога – это погашение обязанности по уплате одного налога за счет средств, полученных налогооблагающим субъектом в результате переплаты налогоплательщиком другого налога.  
Возврат переплаченного налога – это возмещение налогооблагающим субъектом налогоплательщику денежных средств в части ранее переплаченного последним налога.  
Недоимка – сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок или недоплаченная.  
Порядок принудительного взыскания недоимки – это способы принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Порядок принудительного взыскания налога включает способы обеспечения исполнения налоговой обязанности, способы взыскания недоимки и способ возврата излишне взысканного налога. Способами обеспечения исполнения обязанностей являются: залог имущества; поручительство; пеня; арест имущества; приостановление операций по счетам налогоплательщика.  
К числу способов взыскания недоимки относятся:  
·  Бесспорное списание денежных средств со счета налогоплательщика;  
·  Взыскание по решению суда через исполнительное производство.  
Возврат излишне взысканного налога – это возмещение налогоплательщику ущерба, причиненного ему налогооблагающим субъектом в результате незаконного взыскания налога и пени.  
Ответственность за неуплату налога – это обязанность лица, не уплатившего налог или сбор, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице налоговых органов соответствующих санкций (4)

22. Объекты, субъекты  налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Содержанием налогового правоотношения является обязанность  налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ «налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Указанные в данной статье плательщики налогов зачастую именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями  и физическими лицами плательщиками  налогов являются и индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве (например, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и т.д.).

Итак, к участникам налоговых  правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):

1)         организации и физические лица;

2)         налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

3)         Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

4)         Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;

5)         государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);

6)         Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;

7)         органы государственных внебюджетных фондов;

8)         Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"