Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право"

Файлы: 1 файл

Налоговое право.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Впервые об участниках налоговых  правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу

Налоговый кодекс РФ уточнил  содержание прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.

Налогоплательщики (плательщики  сборов) имеют следующие права (ст. 21 НК РФ):

1)         получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;

2)         получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3)         использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4)         получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

5)         на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

6)         представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;

7)         представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;

8)         присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9)         получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

10)       требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11)       не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

12)       обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13)       требовать соблюдения налоговой тайны;

14)       требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов.

В перечне обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ выделил две группы:

1)         общие обязанности для организаций и физических лиц;

2)         дополнительные обязанности, относящиеся только к налогоплательщикам — организациям и индивидуальным предпринимателям.

В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов:

1)         уплатить законно установленные налоги;

2)         встать на учет в налоговых органах;

3)         вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

4)         представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5)         представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6)         выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7)         предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

8)         в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;

9)         нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Во вторую группу входят налогоплательщики — организации  и индивидуальные предприниматели, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган  по месту учета следующую информацию:

1)         об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

2)         обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3)         обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

4)         об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

5)         об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Следовательно, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на первом месте  стоит обязанность уплатить законно  установленные налоги и сборы. Эта  обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что  «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...».

Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще  не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т.е. со своего счета или из своего кармана). Налог может быть уплачен  его представителем. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 26, 27, 29 НК РФ).

Различают два вида представительства: по закону и по назначению.

Представительство по закону. Например, в соответствии с законодательством  Российской Федерации доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов, а составляется самостоятельная декларация. Это уплата налогов родителями, опекунами, попечителями.

Представительство по назначению. Данный вид представительства используется, в частности, в том случае, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, который причитается налогоплательщику от этого лица. Причем сумма долга сокращается на сумму налога, уплаченную этим лицом от имени налогоплательщика.

Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся на основе принципа физического присутствия (резидентства). Этот принцип позволяет различать две группы налогоплательщиков: резиденты и нерезиденты. Такое различие связано с неодинаковым налогообложением данных категорий.

Резиденты несут полную налоговую обязанность, у нерезидентов — ограниченная налоговая обязанность. Различен и порядок декларирования доходов и уплаты налогов. В тех  случаях, когда критерия постоянного  местожительства недостаточно для  определения места налогообложения лица (например, наличие двойного резидентства), используются дополнительные признаки:

—        место расположения постоянного жилища;

—        центр жизненных интересов (личные и экономические связи);

—        место обычного проживания;

—        гражданство.

Если в результате последовательного применения указанных  критериев нельзя установить постоянное местожительство физического лица, то этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых органов  заинтересованных государств.

Правила определения резидентства для физических и юридических лиц имеют существенные различия.

С точки зрения налогового права статус юридического лица устанавливается  резидентством на основе следующих  признаков: инкорпорации, юридического адреса, места функционирования центрального органа управления и контроля, места проведения оперативно-календарного управления организацией, деловой цели организации.

Признак инкорпорации. Лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано). По законодательству Российской Федерации юридические лица (все предприятия, учреждения, организации) являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, в том числе и в случае неведения этими лицами бизнеса в России.

Признак юридического адреса. Лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало здесь  свой юридический адрес.

Признак места функционирования центрального органа управления и контроля. Лицо признается резидентом в стране, если с ее территории осуществляется центральное (общее) руководство компании и контроль за ее деятельностью.

Признак места проведения оперативно-календарного управления организации. Лицо признается резидентом в стране, в которой осуществляет текущее  и оперативное управление деятельностью компании.

Признак, деловой цели организации. Лицо признается резидентом в стране, если основной объем его  деловых операций совершается на ее территории.

Определенные по признакам  резидентства юридические лица подразделяются на группы с учетом следующих признаков: форма собственности, организационно-правовая форма, численность работающих на предприятии, вид хозяйственной деятельности.

1. Форма собственности.  Конституция РФ провозглашает  равенство различных форм собственности  (ч. 2 ст. 8). Однако существует неравенство в налогообложении различных форм собственности (государственной,  частной,  муниципальной и т.д.). Указанное неравенство является следствием объективных особенностей создания и функционирования организаций различных форм собственности. Так, особенность госбюджетных организаций проявляется в том, что они создаются и финансируются государством (т.е. оно является их собственником). Поэтому взимать с госбюджетных организаций налоги нецелесообразно, так как в результате подобной операции не получают доход ни государство как собственник, ни госбюджетные организации.

2. Организационно-правовая  форма существенно влияет на  порядок и размеры налогообложения.  Предприятия различных организационно-правовых  форм имеют неодинаковые льготы налогообложения. Освобождаются от налогов общественные организации, фонды, банки и другие организации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. По численности работающих  на предприятии. Законодательство  Российской Федерации выделяет группу малых предприятий, имеющих существенные льготы в отношении налога на прибыль, НДС. К таким относятся предприятия любой организационно-правовой формы и форм собственности, насчитывающие следующее количество работающих:

—        в строительстве — до 200;

—        в промышленности — до 100;

—        в других отраслях производственной сферы — до 50;

—        в отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек.

4. По видам хозяйственной  деятельности. Целый ряд льгот  по налогу на прибыль направлены  на стимулирование отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Например, путем использования метода ускоренной амортизации активной части основных фондов. Сущность этого метода заключается в том, что государство как бы финансирует предприятие, разрешая ему значительно увеличить амортизационный фонд.

Объекты налоговых правоотношений. В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Следовательно, под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.

В соответствии с действующим  законодательством объектами налогообложения  могут быть (ст. 38 НК РФ):

1)         операции по реализации товаров (работ, услуг);

2)         имущество, прибыль, доход;

3)         стоимость реализованных товаров;

4)         стоимость выполненных услуг;

5)         иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся  к имуществу.

Товаром для целей  налогообложения признается любое  имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц; услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления данной деятельности.

Следовательно, на основе действующего законодательства объекты  налогообложения следует рассматривать  с позиции материальных и нематериальных объектов.

 

32.  Особенности правового положения налогоплательщиков – иностранных граждан и организаций

  • 1.1 Иностранный гражданин в РФ: понятие, подходы к определению статуса
  • Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства. Они не являются гражданами РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Именно такое определение этих категорий лиц дает главный нормативный акт этой сферы — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (далее — Закон об иностранцах 2002 г.).
  • Иностранцы, находящиеся в РФ на законных основаниях, с точки зрения срока пребывания делятся на три категории:
  • временно пребывающие в РФ — иностранные граждане, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающие в РФ — лица, получившие разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающие в РФ — иностранные граждане, получившие вид на жительство.
  • Согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса, резидентами признают физических лиц, фактически находящихся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих друг за другом (то есть в расчет берется не календарный год).
  • Следовательно, физические лица (в том числе и граждане РФ), проживающие в РФ менее полугода в течение следующих подряд 12 месяцев, то они являются "нерезидентами РФ".
  • Наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ, т.е. для статуса важно только количество дней нахождения на территории РФ.
  • Как определить налоговый статус иностранного работника, Минфин объяснил в Письме от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115:
  • "Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившей в силу с 31 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
  • Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году.
  • В случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, работник не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке в размере 30 процентов.
  • Если на дату выплаты дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13 процентов".
  • При практическом применении ст. 207 НК РФ, у организаций -налоговых агентов наиболее часто возникают вопросы, связанные с определением 12-месячного периода, в рамках которого устанавливается резиденство.
  • Ранее ст. 11 НК РФ устанавливала, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году.
  • С 1 января 2007 г. резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (то есть в расчет принимаются и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году) (п. 2 ст. 207 НК РФ).
  • Минфин в письме от 30 октября 2007 г. N 03-04-06-01/366 разъяснил:
  • "Пунктом 2 ст. 207 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 г.) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
  • Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
  • Статус иностранного гражданина в качестве налогового резидента Российской Федерации определяется исключительно по дням нахождения физического лица на территории Российской Федерации.
  • Дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда не учитываются, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 207 Кодекса".
  • Из данного письма следует, что:
  • 1) для определения статуса физического лица, при определении 12-месячного периода неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ). Таким образом, указанный период может начаться в текущем году, а закончиться в следующем году.
  • Например, для того чтобы 1 ноября текущего года определить, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ, нужно рассмотреть период с 31 октября предыдущего года по 31 октября текущего года включительно;
  • 2) начало 12 месячного периода может приходиться на любой день календарного месяца, т.е. необязательно находиться на территории России все 183 дня подряд. Главное, чтобы в течение 12 последних месяцев физическое лицо пробыло на территории России в совокупности 183 дня и более. Течение срока нахождения физического лица на территории РФ начинается на следующий день после дня его прибытия в нашу страну, а день отъезда за границу включается в количество дней фактического нахождения на территории РФ (ст. 6.1 НК РФ);
  • 3) 12-месячный период определяется на дату получения дохода физическим лицом. Если говорить о зарплате, то получается, что статус работника надо определять ежемесячно.
  • 1.2 Возможности иностранных граждан по осуществлению предпринимательской деятельности в РФ: индивидуальный предприниматель, юридическое лицо
  • На территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 11 ТК РФ).
  • В соответствии со статьей 13 Федерального закона №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон «О правовом положении иностранных граждан») иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
  • Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в случае, если он имеет выданные в установленном порядке:
  • - разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации;
  • - свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • - разрешение на работу.
  • За иностранными физическими лицами признается право заниматься аудиторской деятельностью, предоставлять услуги связи; в качестве единственного условия в этих ситуациях выступает приобретение лицензии или лицензионного свидетельства.
  • Иностранные граждане как субъекты предпринимательской деятельности могут быть пользователями недр, если они будут законодательно наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности.
  • Однако наше законодательство содержит и существенные ограничения. Так, зарубежные предприниматели вправе принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором - гражданином России.
  • Работать в области племенного животноводства иностранные граждане могут только в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим иностранным государством гражданам Российской Федерации. Пункт 5 ст.63 Воздушного кодекса РФ содержит перечень действий, которые не могут осуществлять на территории России иностранные предприниматели без специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке. Особыми правилами регулируется допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующую подготовку в иностранных государствах. Иностранцы не могут заниматься частной детективной или охранной деятельностью, быть патентными поверенными и т.д.
  • Таким образом, в России отдельные виды деятельности для иностранцев либо полностью "закрыты", либо доступны только после выполнения условий, распространяющихся лишь на зарубежных предпринимателей. Однако "к сожалению, нельзя сказать, что все те правила нынешнего российского законодательства, которые устанавливают для иностранцев запреты или ограничения в отношении возможности заниматься в России той или иной деятельностью, иметь те или иные имущества и т.п., безукоризненно ясны и оправданы.
  • При образование юридического лица в первую очередь, необходимо определиться с видом деятельности, которую планирует осуществлять иностранное юридическое лиц<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_043

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"