Система органов налогового контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть структуру, обязанности и полномочия органов налогового контроля в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
рассмотреть структуру органов налогового контроля;
показать взаимодействие налоговых и других государственных органов (взаимодействие с органами внутренних дел, таможенными органами и др.).
затронуть проблемные вопросы взаимодействия данных органов, предложить пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ


Органы налогового контроля как субъекты налогового права…………..
5

Система налоговых органов РФ……………………………………………
10

Министерство финансов РФ………………………………………………..
15

Таможенные органы РФ……………………………………………………
17

Органы внутренних дел РФ………………………………………………...
18

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ.………………
20
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


Взаимодействие с Федеральной таможенной службой РФ………………
27

2.2 Взаимодействие Федеральной налоговой службы РФ с Министерством внутренних дел РФ……………………………………………………………...
31

2.3 Взаимодействие с кредитными организациями…………………………..
34

2.4 Взаимодействие с федеральными казначействами……………………….
38

2.5 Взаимодействие с органами государственных внебюджетных фондов...
41

2.6 Современные аспекты взаимодействия с органами местного самоуправления……………………………………………………………….....
46
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………
50
Заключение……………………………………………………………………………
68
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ по проверкам.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Брянский филиал Финуниверситета

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

 

на  тему:

«Система  органов налогового контроля в

Российской  Федерации»

 

 

ВЫПОЛНИЛА

 

СТУДЕНТКА

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

 

№ ЗАЧ. КНИЖКИ

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

 

 

 

 

Брянск — 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...

3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
 
 
    1. Органы налогового контроля как субъекты налогового права…………..

5

 
    1. Система налоговых органов РФ……………………………………………

10

 
    1. Министерство финансов РФ………………………………………………..

15

 
    1. Таможенные органы РФ……………………………………………………

17

 
    1. Органы внутренних дел РФ………………………………………………...

18

 
    1. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ.………………

20

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
 
 
    1. Взаимодействие с Федеральной таможенной службой РФ………………

27

 

2.2 Взаимодействие Федеральной  налоговой службы РФ с Министерством  внутренних дел РФ……………………………………………………………...

31

 

2.3 Взаимодействие с  кредитными организациями…………………………..

34

 

2.4 Взаимодействие с  федеральными казначействами……………………….

38

 

2.5 Взаимодействие с  органами государственных внебюджетных фондов...

41

 

2.6 Современные аспекты  взаимодействия с органами местного  самоуправления……………………………………………………………….....

46

  1. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………

50

Заключение……………………………………………………………………………

68

Список литературы…………………………………………………………………...

70


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы: «Система органов налогового контроля в Российской Федерации». Актуальность темы обусловлена важностью налогов и сборов в жизни общества и необходимостью контроля за соблюдением налогового законодательства.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с  формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных) фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. 

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и  формируют бюджеты всех уровней  государства. От того, насколько правильно  построена система налоговых  органов и система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть структуру, обязанности и полномочия органов  налогового контроля в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть структуру органов налогового контроля;
  • показать взаимодействие налоговых и других государственных органов (взаимодействие с органами внутренних  дел, таможенными органами и др.).
  • затронуть проблемные вопросы взаимодействия данных органов, предложить пути их решения.

Предметом исследования курсовой работы являются органы государственного контроля в сфере налогообложения.

Объектом исследования являются структура, принципы и формы  взаимодействия государственных органов в сфере налогообложения.

Работа выполнена на основе теоретического изучения научных  источников и эмпирического опыта, в области исследуемого предмета. В ходе выполнения данной работы применялись  методы системного и сравнительного анализа, статистической обработки данных, методы сравнения и группировки и синтез, анализа.

Теоретической и информационной базой работы является: законодательные  и нормативно-правовые акты РФ в  сфере налогообложению, научная  литература по исследуемой тематике, статьи периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
    1. Органы налогового контроля как субъекты налогового права

Деятельность государственных  органов в сфере налогообложения  представляет собой разновидность государственного управления – процесса, имеющего цикличный характер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия. Поэтому налоговый контроль как один из этапов налогообложения есть разновидность государственного контроля.

Особое внимание к  налоговому контролю со стороны государства  обусловлено тем, что налоги выступают  основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства  сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных и частных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. «До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ» [12, с. 231]. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых  правоотношений. При этом различается  налоговый контроль в широком  и узком смысле.

Налоговый контроль в  широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению налоговых законопроектов, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы.

Налоговый контроль в узком смысле – это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль» употребляется в Налоговом кодексе РФ.

В литературе встречаются  и другие позиции по вопросу понимания  налогового контроля в широком и  узком смысле. Так, О.А. Ногина определяет налоговый контроль в широком  смысле как «все сферы деятельности уполномоченных органов государства, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и др., а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов; под налоговым контролем в узком смысле указанный автор понимает только проведение налоговых проверок уполномоченными органами» [15, с. 312]. На мой взгляд, ошибочно включать деятельность частных субъектов в понятие налогового контроля, даже если речь идет о т.н. «внутрихозяйственной контрольной деятельности», то есть о «налоговом самоконтроле», осуществляемом самим налогоплательщиком через специализированные структурные подразделения.

Субъектами налогового контроля выступают государственные  органы специальной компетенции. Это, безусловно, налоговые органы, к которым относится Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделены таможенные органы, а также органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов. Между ними должна осуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, они обязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другой необходимой информацией в целях исполнения задач налогового контроля (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Подконтрольными субъектами являются любые государственные  и муниципальные органы, организации  и физические лица, участвующие в  налоговых правоотношениях в  качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.

Объект налогового контроля – финансово-хозяйственная деятельность указанных выше лиц, так или иначе  затрагивающая вопросы налогообложения. Предмет налогового контроля – своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к соответствующему бюджету, в том числе, ведение в установленном порядке налогоплательщиками учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам документов, необходимых для исчисления и уплаты налога. Кроме того, по мнению некоторых специалистов к предмету налогового контроля относятся также «законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности, достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения и, необходимо отметить, в качестве предмета налогового контроля законность составления, достоверность и полноту документов налогового учета» [16, с. 178].

Согласно ст. 82 НК налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Как видим, перечень форм налогового контроля является условно исчерпывающим. Основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления налоговых обязательств.

В процессе налогового контроля проверяется исключительно законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности) осуществляемой налогоплательщиком деятельности. С этим нельзя согласиться. НК РФ и другие акты налогового законодательства, определяющие компетенцию налоговых органов, не закрепляют за ними право осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения целесообразности. Тем более неверным является утверждение, что «в процессе налогового контроля оцениваются... целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики» [7, с. 69].

Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство  должно регулярно проверять, насколько  правомерно действуют участники  налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом.

Контрольные мероприятия  жестко затрагивают права и свободы человека. Поэтому все аспекты налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы и методы финансового контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно даже сказать, процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятий придается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными по своей природе.

Налоговый контроль как  вид государственно-управленческой деятельности носит властный характер. Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Налоговый контроль является также межведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной или организационной подчиненности.

Информация о работе Система органов налогового контроля в Российской Федерации