Содержание
Введение...................................................................................................................3
1.Структура налоговых органов..........................................................4
2. Современные задачи
налоговых органов и их должностных
лиц..................7
3. Права и обязанности
должностных лиц..........................................................10
Заключение............................................17
Список используемой литературы..............................18
Введение
Жизнедеятельность любого государства
находится в прямой зависимости от налоговых
и иных поступлений в бюджеты всех уровней
и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части
первой НК РФ под налогом, сбором понимается
обязательный, индивидуальный и безвозмездный
взнос, взимаемый с юридических и физических
лиц. Конституционная обязанность платить
законно установленные налоги и сборы
закреплена в ст. 57 Конституции Российской
Федерации. Но налогоплательщики, в силу
разных причин, допускают нарушения налогового
законодательства - от несвоевременной
уплаты налогов до уклонения от их уплаты.
Государственная заинтересованность
в стабильном поступлении налогов выражается
в создании специальной системы учета
налогоплательщиков и контроля за полнотой
и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей. Реализация названной
функции возложена на налоговые органы
Российской Федерации. Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам входит
в систему центральных органов государственного
управления, подчиняется Президенту и
Правительству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О
налоговых органах Российской Федерации"
(в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют
единую систему контроля за соблюдением
налогового законодательства России,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие
бюджеты и внебюджетные фонды налогов
и других обязательных платежей, а также
контроля в пределах компетенции, за соблюдением
валютного законодательства. В ст. 2 закона
определено, что единая централизованная
система налоговых органов состоит из
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам и его территориальных
органов.
1. Структура налоговых
органов
Согласно Приказу ФНС РФ, к должностным
лицам налоговых органов РФ относятся:
В центральном аппарате ФНС
Российской Федерации по налогам и сборам:
- Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
- Первый заместитель Министра
Российской Федерации по налогам и сборам
- Заместитель Министра Российской
Федерации по налогам и сборам
- Руководитель Департамента
- Начальник управления
- Заместитель руководителя
департамента
- Заместитель начальника управления
- Начальник отдела
- Заместитель начальника отдела
- Начальник отдела в департаменте
- Начальник отдела в управлении
- Заместитель начальника отдела
в департаменте
- Заместитель начальника отдела
в управлении
- Главный государственный налоговый
инспектор
- Старший государственный налоговый
инспектор
- Государственный налоговый
инспектор
- Должностные лица, уполномоченные
проводить мероприятия по контролю
В инспекциях ФНС по районам,
районам в городах, городам без районного
деления, межрайонного уровня:
- Руководитель инспекции
- Заместитель руководителя
инспекции
- Начальник отдела
- Заместитель начальника отдела
- Главный государственный налоговый
инспектор
- Старший государственный налоговый
инспектор
- Государственный налоговый
инспектор
- Должностные лица, уполномоченные
проводить мероприятия по контролю
В
межрегиональных инспекциях Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам:
-
Руководитель межрегиональной инспекции
-
Заместитель руководителя межрегиональной
инспекции
-
Начальник отдела
-
Заместитель начальника отдела
-
Главный государственный налоговый инспектор
-
Старший государственный налоговый инспектор
-
Государственный налоговый инспектор
-
Должностные лица, уполномоченные проводить
мероприятия по контролю
В
управлениях Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по субъектам
Российской Федерации:
-
Руководитель управления
-
Заместитель руководителя управления
-
Начальник отдела
-
Заместитель начальника отдела
-
Главный государственный налоговый инспектор
-
Старший государственный налоговый инспектор
-
Государственный налоговый инспектор
-
Должностные лица, уполномоченные проводить
мероприятия по контролю
В
инспекциях ФНС по районам, районам в городах,
городам без районного деления, межрайонного
уровня:
-
Руководитель инспекции
-
Заместитель руководителя инспекции
-
Начальник отдела
-
Заместитель начальника отдела
-
Главный государственный налоговый инспектор
-
Старший государственный налоговый инспектор
-
Государственный налоговый инспектор
-
Должностные лица, уполномоченные проводить
мероприятия по контролю
2. Современные
задачи налоговых органов и
их должностных лиц
Налоговые органы - правоприменительные
органы, т.е. решая поставленные профессиональные
задачи, действуют в строгом соответствии
с налоговым и иным законодательством.
Отсутствие в законодательстве определения
термина "правоохранительные органы"
позволяет отдельным юристам - теоретикам
относить налоговые органы к правоохранительным,
"обосновывая" это наличием у налоговых
органов компетенции по реагированию
на налоговые и административные правонарушения.
Однако при отнесении того или иного органа
к правоохранительным, следует руководствоваться
иными критериями и ориентирами. Общеизвестно,
что правоохранительная деятельность
складывается из относительно разнообразных,
но строго определенных функций: 1) конституционного
контроля; 2) правосудия; 3) организационного
обеспечения деятельности судов; 4) прокурорского
надзора; 5) выявления и расследования
преступлений; 6) оказания юридической
помощи. Каждое из направлений деятельности
является прерогативой отдельно взятого
правоохранительного органа и направлено
на выполнение "своих" результатов.
Ни одно из этих направлений деятельности
не основополагающее для налоговых органов.
Поэтому налоговые органы не могут быть
правоохранительными органами. Всякий
правоохранительный орган - правоприменительный,
но далеко не всякий правоприменительный
орган - правоохранительный.
Решение задачи по осуществлению
налогового контроля реализуется в форме:
- учета налогоплательщиков;
- проверки соблюдения налогоплательщиками
налогового законодательства;
- применения налоговых санкций
за нарушения налогового законодательства.
Учет налогоплательщиков - основа
основ деятельности налоговых органов,
их первая обязанность. Налоговые органы
обязаны принимать необходимые меры к
постановке на учет налогоплательщиков
в налоговых органах, они несут ответственность
за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.
Одновременно, налогоплательщики (плательщики
сборов) обязаны встать на учет в налоговых
органах. Органы, осуществляющие регистрацию
организаций, предпринимателей без образования
юридического лица, выдающие лицензии,
свидетельства частным нотариусам и частным
детективам и охранникам, обязаны сообщать
об этом в налоговые органы. Аналогичная
обязанность предусмотрена в ст. 85 части
первой НК РФ и в отношении органов, осуществляющих
регистрацию места жительства физических
лиц, актов гражданского состояния, учет
и регистрацию имущества и сделок с ним.
Банки и кредитные учреждения не вправе
открыть счета организациям, индивидуальным
предпринимателям, не имеющим свидетельства
о постановке на учет в налоговом органе.
Соблюдение налогового законодательства
- осуществляется посредством проведения
камеральных и выездных налоговых проверок.
При этом может проверяться только деятельность
налогоплательщика за три календарных
года, предшествовавших году проведения
проверки. В связи с налоговой проверкой,
налоговый орган может истребовать у других
лиц (юридических, физических), документы,
относящиеся к деятельности проверяемого
налогоплательщика.
Применение налоговых санкций
за налоговые правонарушения - не менее
ответственная сфера деятельности налоговых
органов. Формальные основания для привлечения
налогоплательщика к ответственности
содержатся в акте выездной налоговой
проверки, составляемом не позднее двух
месяцев после окончания проверки. В акте
должны указываться документально подтвержденные
факты налоговых правонарушений (если
такие выявлены) выводы и предложения
по устранению нарушений, ссылки на статьи
части первой НК РФ, предусматривающие
ответственность за конкретное налоговое
правонарушение. По результатам рассмотрения
материалов проверки руководитель налогового
органа (его заместитель) могут вынести
решение о привлечении налогоплательщика
к ответственности за совершение налогового
правонарушения. После чего налогоплательщику
направляется требование об уплате недоимки
по налогу и пени. Налоговые санкции устанавливаются
и применяются в виде денежных взысканий
(штрафов) в размерах, установленных статьями
главы 16 части первой НК РФ. Налоговые
санкции взыскиваются с налогоплательщиков
только в судебном порядке.
Специфика налоговых органов,
высокая степень их полномочий налагает
и повышенные обязанности на должностных
лиц этих органов. Они обязаны сохранять
ставшую им известной в связи с выполнением
служебной деятельности - коммерческую
и налоговую тайну своих "клиентов".
В ходе своей деятельности организация
вынуждена представлять для проверки
документы сотрудникам налоговых органов.
Бывают случаи, когда контролирующие органы
могут изъять у организации документы
или предметы, имеющие отношение к налоговой
проверке. Процесс выемки (изъятия), а также
объяснение с представителями налоговых
органов зачастую проходят напряженно
и эмоционально.
Деятельность должностных лиц налоговых
органов поощряется и гарантируется государством
за счет создания надлежащих условий работы,
пенсионного обеспечения, обязательного
государственного медицинского и социального
страхования, защиты от насилия, угроз
в связи с исполнением служебных обязанностей
(и другие гарантии). В то же время на поведение
должностных лиц налоговых органов накладываются
определенные ограничения, они, будучи
государственными служащими, не могут:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью,
кроме педагогической, научной и иной
творческой деятельности;
- быть депутатом либо заниматься предпринимательской
деятельностью;
- использовать служебную информацию
в неслужебных целях;
- получать вознаграждения от физических
и юридических лиц за услуги, связанные
с исполнением должностных обязанностей;
- принимать участие в забастовке и т.д.
3. Права и обязанности должностных
лиц
Права должностных лиц (налоговых инспекторов)
налоговых органов в сфере налоговых правоотношений
1. Производить проверки денежных документов,
бухгалтерских книг, счетов, планов, смет,
деклараций и иных документов, связанных
с исчислением и уплатой налогов и других
обязательных платежей в бюджет.
2. Получать необходимые объяснения, справки
и сведения по вопросам, связанным с проверкой.
3. Требовать документы установленных
форм, служащие основанием к исчислению,
уплате (удержанию, перечислению) налогов
и сборов, а также пояснения и документы
для проверки правильности указанных
в них сведений.
4. Проводить камеральные и выездные налоговые
проверки в порядке, определенном частью
первой Налогового кодекса РФ.
5. Получать справки, документы и копии
с них, относящиеся к хозяйственной деятельности
налогоплательщика и нужные для правильного
налогообложения.
6. Контролировать соблюдение налогового
законодательства гражданам, занимающимися
предпринимательской деятельностью.
7. Обследовать (осматривать) любые используемые
для извлечения дохода или связанные с
содержанием объектов налогообложения
вне зависимости от места их нахождения
производственные, складские, торговые
и иные помещения и территории, проводить
инвентаризацию имущества, принадлежащего
налогоплательщику.
Воспрепятствование доступу на названные
объекты должностных лиц налоговых органов,
проводящих налоговую проверку, позволяет
им самостоятельно определить суммы налогов,
подлежащих уплате, на основании оценки
имеющихся в распоряжении данных о налогоплательщике
либо по аналогии.
8. Привлекать при необходимости для проведения
налогового контроля специалистов, экспертов,
переводчиков.
9. Контролировать соответствие крупных
расходов физических лиц их доходам.
10. Вызывать для дачи показаний в качестве
свидетелей тех лиц, которым могут быть
известны обстоятельства, значимые для
налогового контроля.
Не могут давать свидетельские показания:
- лица, не способные правильно воспринимать
существенные для налогового контроля
обстоятельств, в силу малолетнего возраст,
физических или психических недостатков
- лица, располагающие требуемой информацией
в связи с исполнением ими служебных обязанностей,
когда подобные сведения относятся к их
профессиональной тайне.
Должностные лица налоговых органов
(налоговые инспекторы) осуществляют и
другие права, связанные с налоговым контролем
и предусмотренные налоговым законодательством.
В статье 33 части первой НК РФ выделены
общие наиболее важные обязанности должностных
лиц налоговых органов, к ним относятся:
- строгое соответствие действий Налоговому
кодексу и налоговому законодательству
в целом;
- реализация в пределах компетенции
прав и обязанностей налоговых органов;
- вежливое, внимательное, без унижения
чести и достоинства обращение к налогоплательщикам,
их представителям и другим лицам.
- Обязанности налоговых органов преимущественно
следуют из процедурных правил, закрепленных
в Налоговом кодексе. Из всех обязанностей
налоговых органов в статье 32 НК РФ выделены
максимально существенные, определяющие
суть налогового контроля обязанности:
- соблюдение законодательства о налогах
и сборах;
- осуществление налогового контроля
за соблюдением налогового законодательства
и соответствующих ему подзаконных нормативных
правовых актов участниками налоговых
правоотношений;