Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:05, реферат
Назначение уголовного права определяется его задачами, сформулированными в ст. 2 УК РФ, которая гласит: «Задачами настоящего кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений».
1 Понятие и цели наказания
1.1 Понятие наказания
1.2 Цели наказания
1.3 Практика назначения судами уголовного наказания
2 Система и виды наказаний
2.1 Система уголовных наказаний
2.2 Штраф
2.3 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
2.4 Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
2.5 Обязательные работы
Ст. 88 УК
РФ отдельно устанавливает систему
и перечень уголовных наказаний,
назначаемых
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
Перечень наказаний в законе исчерпывающий. Суд не может назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом.
Как следует из перечня, виды наказаний весьма различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного.
В нормах,
где предусматриваются
Установленная
законом система уголовных
Предметно отражен в ней, в частности, принцип гуманизма, поскольку из двенадцати видов наказаний преобладающая часть (семь) не предусматривает лишения осужденного свободы.
С момента
вступления в силу Постановления
Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П
и до введения в действие соответствующего
федерального закона, обеспечивающего
на всей территории Российской Федерации
каждому обвиняемому в
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р установлено, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
2.2 Штраф
В соответствии с ч.1 ст.46 УК штраф, как вид уголовного наказания есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных уголовным законодательством, в размере, соответствующем определенному количеству МРОТ, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере части заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
Карательное воздействие штрафа направлено на существенное ущемление имущественных, материальных интересов осужденного. Поэтому штраф и как основное и как дополнительное наказание предусмотрен в санкциях Особенной части УК за совершение корыстных преступлений.
Анализ судебной практики за несколько последних лет показал, что в общей структуре наказаний, применяемых судами штраф составляет примерно 10-12%. Применение штрафа, если он указан в санкции альтернативно, как основное наказание, целесообразно назначать в случаях, когда достижение целей наказания (исправление осужденного и предупреждение совершения нового преступления) реально и достаточно именно путем воздействия на имущественные интересы виновного.
В основу определения размеров штрафа положены либо кратность по отношению к минимальному размеру заработной платы, установленному законодательством РФ, либо размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом закон однозначно устанавливает (применительно к МРОТ), что этот размер устанавливается на момент назначения наказания.
В законе указаны также верхний и нижний пределы штрафа.
Размер конкретного штрафа определяется судом с учетом тяжести преступления и с учетом имущественного положения осужденного.
Штраф оказывает
эффективное воздействие на лиц,
совершивших менее опасные
Штраф может
применяться как в качестве основного,
так и дополнительного
Если за основу применения штрафа суд принимает кратность относительно минимума зарплаты, то он может быть назначен в размере от 25 до 1000 МРОТ (ч.2 ст246 УК).
Если же за основу применения штрафа принимается заработная плата подсудимого либо иной получаемый им доход, то пределы его закон определяет по срокам их получения: от 2 недель до 1 года (ч.2 ст. 46 УК).
Исполнение
штрафа уголовно-исполнительное законодательство
возлагает на суд. Суд при оглашении
приговора предлагает осужденному
внести назначенную сумму штрафа
в месячный срок с момента вступления
в силу приговора. Если уплата полного
размера штрафа является невозможной
для осужденного в
В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок его взыскание производится принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного.
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных УК. Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается лицо, не уплатившее его в срок 30 дней, и скрывающее свои доходы и имущество от принудительного взыскания.
2.3 Лишение права занимать
определенные должности или
Данное наказание состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч.1 ст.47 УК).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного наказания.
Суть этого наказания состоит в запрещении осужденному занимать указанные в приговоре суда должности на государственной службе или в органах местного самоуправления, либо в запрещении выполнять определенный вид профессиональной (педагогической, врачебной) или иной деятельности (охотничий промысел, коллекционирование оружия).
Запрещение занимать определенные должности лишает осужденного объективного права на выбор работы и должности, а также лишает его связанных с этой должностью льгот, преимуществ и привилегий. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется в случаях, когда преступление было связано с этой деятельностью.
В качестве
основного наказания оно может
назначаться в 2 случаях: когда это
прямо предусмотрено в санкции
соответствующей статьи УК, по которой
квалифицировано совершенное
В качестве
дополнительного этот вид наказания
может назначаться не только тогда,
когда это прямо указано в
санкции статьи УК, по которой осужден
виновный, но и тогда когда «с
учетом характера и степени
Согласно ч.4 ст.47 «В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия»19.
Наказание данного вида, назначенное в качестве, как основного, так и дополнительного, а также при условном осуждении исполняют уголовно - исполнительные инспекции и иные органы по месту жительства осужденных. Если же данное наказание назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же инспекцией после отбытия основного наказания.
Инспекция ведет учет осужденных, контролирует соблюдение предусмотренного приговором запрета, проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий по месту работы осужденного, организует проведение воспитательной работы.
Уголовно-исполнительное
законодательство подробно регламентирует
обязанности администрации
В случае злостного неисполнения должностными лицами приговора суда, применившего данное наказание, они подлежат уголовной ответственности (ст. 315 УК РФ).
2.4 Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Согласно
закону при осуждении лица за совершение
тяжкого или особо тяжкого
преступления с учетом личности осужденного
суд может лишить его специального,
воинского или почетного
Суть этого вида уголовного наказания состоит, в том, что с учетом тяжести преступления и личности осужденного суд своим приговором считает необходимым лишить осужденного либо специального, воинского или почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией, занимаемой должностью, особыми заслугами в определенной области, либо государственных наград, которыми государство удостоило его за прежние заслуги. Одновременно осужденный лишается и тех преимуществ и льгот, которые были связаны со званиями или наградами.
К специальным, относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб, осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия: таможенная служба, налоговая служба, органы внутренних дел и пр.
Воинскими являются звания, установленные в Вооруженных Силах Российской Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских званий. Почетными следует считать звания, присвоенные за большие заслуги в искусстве, науке, в конкретной сфере производственной или иной общественно полезной деятельности.
Классные чины, определяющие должностное положение и его место в служебной иерархии, установлены в некоторых специальных ведомствах.
Лишение указанных в законе званий, чинов и государственных наград может применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие основного наказания и связанное, прежде всего, с моральным воздействием на осужденного.
2.5 Обязательные работы
Обязательные работы, как вид уголовного наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления (ч.1 ст.49).
К общественным работам относятся: уборка улиц и общественных мест, уход за больными и престарелыми людьми, другие подобные работы, не требующие особых познаний и квалификации.
Обязательные работы – это основной вид наказания, который исполняется УИИ (уголовно-исполнительной инспекцией) по месту жительства осужденного.
Обязательные работы назначаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. В выходные (или дни, когда осужденный не занят на основной работе, учебе) до 4 часов, в рабочие дни до 2 (с согласия осужденного до 4) часов, после окончания работы. В неделю не менее 12 часов. По уважительной причине с разрешения УИИ - менее 12 часов в неделю.
Обязательные работы не назначаются инвалидам 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 8 лет, женщинам после 55 лет, мужчинам после 60 лет, военнослужащим по призыву.
Ст.30 Уголовно-
исполнительного кодекса «
В случае
злостного уклонения
Информация о работе Уголовное наказание и специфика его применения