Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 16:11, контрольная работа
Описание работы
Взимание налогов - одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, т.к. для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.
В соответствии со статьей 69
HK РФ требованием об уплате налога признается
письменное извещение о неуплаченной
сумме налога, а также об обязанности уплатить
в установленный срок неуплаченную сумму
налога. Требование об уплате налога должно
содержать сведения о сумме задолженности
по налогу, размере пеней, начисленных
на момент направления требования, сроке
уплаты налога, установленного законодательством
о налогах и сборах, сроке исполнения требования,
а также мерах по взысканию налога и обеспечению
исполнения обязанности по уплате налога,
которые применяются в случае неисполнения
требования налогоплательщиком.
Оценивать действенность методов
и инструментов, применяемых налоговыми
органами в рамках уведомительно - предупредительной
формы реализации механизма регулирования
налоговой задолженности, предлагается
относительными показателями - одним обобщающим
и двумя частными.
Обобщающий показатель выражает
отношение общей суммы налоговой задолженности,
погашенной методом зачета и после получения
требования, к совокупной налоговой задолженности
в бюджетную систему. Совокупная налоговая
задолженность включает в себя недоимку
по налогам и сборам, пени и штрафы в бюджеты
всех уровней и государственные внебюджетные
фонды.
Обобщающий показатель складывается
из двух частных:
1) отношение суммы погашенной
задолженности методом зачета
излишне уплаченных сумм к
совокупной налоговой задолженности
в бюджетную систему;
отношение суммы погашенной
задолженности после получения требования
к совокупной налоговой задолженности
в бюджетную систему.
Неисполнение обязанности по
уплате налога является основанием для
применения мер принудительного исполнения
обязанности по уплате налога.
Принудительную форма - это
обязанность платить налоги, распространенная
на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик
не вправе распоряжаться той частью своего
имущества или дохода, которая в виде определенной
денежной суммы подлежит взносу в казну.
Неуплата налога в срок должна быть компенсирована
погашением задолженности по налоговому
обязательству, полным возмещением ущерба,
понесенного государством в результате
несвоевременного внесения налога. Поэтому
к сумме не внесенного в срок налога (недоимки)
применяется метод обеспечительной формы
- начисление пени как компенсация потерь
государственной казны в результате недополучения
в срок налоговых сумм в случае задержки
уплаты налога6.
Неисполнение обязанности по
уплате налога является основанием для
применения мер принудительного исполнения
этой обязанности. В случае неуплаты или
неполной уплаты налогоплательщиком налога
в установленный срок налоговый орган
вправе произвести взыскание налога за
счет денежных средств, находящихся на
банковских счетах налогоплательщика.
Эта мера регулируется ст.46 НК РФ.
Решение о взыскании принимается
после истечения срока, установленного
для исполнения обязанности по уплате
налога, но не позднее 60 дней после истечения
срока исполнения требования об уплате
налога. С момента принятия налоговым
органом решения о взыскании недоимки
и пени начинается реализация принудительной
формы взыскания.
Отсутствие имущества или дохода
налогоплательщика, на которые может быть
обращено взыскание в части удовлетворения
требований налоговых органов, является
основанием по обращению налоговых органов
в арбитражный суд с заявлением о признании
должника банкротом в порядке и сроки,
установленные Положением о порядке предъявления
требований по обязательствам перед Российской
Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах
банкротства, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 29.05.2004 г. № 257.
Списание безнадежных долгов
по налогам и сборам как инструмент регулирования
налоговой задолженности осуществляется
налоговыми органами в соответствии со
ст.59 НК РФ. Порядок признания безнадежными
к взысканию и списания федеральной суммы
недоимки и задолженности по пеням и штрафам
регулируется Постановлением Правительства
РФ от 12.02.2001 г. № 100 "О порядке признания
безнадежными к взысканию и списания недоимки
и задолженности по пеням и штрафам по
федеральным налогам и сборам, а также
задолженности по страховым взносам в
государственные внебюджетные фонды,
начисленным пеням и штрафам" (с последующими
изменениями и дополнениями). Основания
для списания задолженности:
ликвидация предприятия;
принятие судом акта, согласно
которому налоговый орган утрачивает
возможность взыскания недоимки, задолженности
по пеням, штрафам и процентам в связи
с истечением установленного срока их
взыскания, в том числе вынесения им определения
об отказе в восстановлении пропущенного
срока подачи заявления в суд о взыскании
недоимки, задолженности по пеням, штрафам
и процентам;
наличие сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов и процентов, списанных
со счетов налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов в банках, но
не перечисленных в бюджетную систему
Российской Федерации, если на момент
принятия решения о признании указанных
сумм безнадежными к взысканию и их списании
соответствующие банки ликвидированы.
Суммы задолженности, оставшейся
непогашенной за счет конкурсной массы
обанкротившейся организации (после определения
суда в завершении конкурсного производства),
а также суммы списанного безнадежного
долга отражаются в формах налоговой отчетности.
Действенность методов и инструментов
принудительной формы механизма регулирования
налоговой задолженности предлагается
также оценивать относительными показателями:
одним обобщающим и четырьмя частными.
Обобщающий показатель выражает отношение
общей суммы налоговой задолженности,
принудительно взысканной и погашенной
налогоплательщиком, к совокупной налоговой
задолженности в бюджетную систему. Величина
его формируется за счет степени применения
отдельных методов и инструментов.
Они характеризуются частными
показателями, отражающими результативность:
результативность выставления
инкассовых поручений - отношение суммы
поступлений, взысканных в бесспорном
порядке, к сумме по выставленным инкассовым
поручениям;
результативность вынесения
постановления о наложении ареста на имущество
- отношение суммы погашенной задолженности
после получения постановления к сумме
вынесенных постановлений о наложении
ареста на имущество (за вычетом отозванных
постановлений);
результативность исполнительного
производства - отношение суммы погашенной
задолженности в результате исполнительных
действий к сумме возбужденных исполнительных
производств с выделением доли добровольного
погашения после извещения налогоплательщика
о возбуждении против него исполнительного
производства;
результативность процедур
банкротства - отношение суммы поступлений
в ходе реализации процедур банкротства
к сумме кредиторской задолженности должника
в бюджетную систему.
Из вышесказанного следует
сделать вывод, что целью урегулирования
задолженности является уменьшение ее
совокупных размеров, для чего применяются
методы трех видов: добровольно-заявительные,
уведомительно-предупредительные и принудительные.
Действенность этих методов анализируется
с помощью частных показателей.
2.2 Механизм взыскания, основные
этапы и алгоритм функционирования механизма
взыскания задолженностей по налогам,
сборам, пени и штрафов
Обеспечение полноты и своевременного
поступления налоговых платежей в бюджет
- важнейшее направление деятельности
налоговых органов.
Специфика прав и обязанностей
участников налоговых правоотношений
позволяет выделить круг субъектов налоговых
правоотношений, имеющих налоговую задолженность,
которая возникает вследствие неисполнения
или несвоевременного исполнения обязанности
уплатить законно установленный налог
или сбор, а также при совершении налогового
правонарушения. В данном случае требуется
отметить, что неисполнение или несвоевременное
исполнение обязанности по уплате законно
установленных налогов или сборов является
противоправным, виновным и наказуемым
деянием. Следовательно, субъект налогового
правоотношения, имеющий налоговую задолженность,
является субъектом налогового правонарушения.
Механизм взыскания налоговой
задолженности включает:
наличие фактической налоговой
задолженности;
установленный порядок взыскания
задолженности по основному обязательству
(взыскание налога) и по дополнительному
обязательству (например, взыскание пени);
определенную, установленную
законодательством о налогах и сборах
последовательность действий налоговых
органов, а также иных специально уполномоченных
органов государственной власти по непосредственному
взысканию налоговой задолженности;
Основная цель механизма регулирования
налоговой задолженностью состоит в погашении
задолженности по налогам и сборам, пеням
и штрафам и на этой основе восполнение
неосуществленных в установленные сроки
налоговых платежей в бюджетную систему,
снижение уровня налоговой задолженности7.
Процесс взыскания задолженностей
по налогам c организаций достаточно длителен
и сложен8.
В соответствии со ст.69 НК РФ
Требованием об уплате налога признается
направленное письменное извещение налогоплательщику
о неуплаченной сумме налога, а также об
обязанности уплатить в установленный
срок неуплаченную сумму налога9.
В соответствии со ст.70 НК РФ
Требование об уплате налога направляется
налогоплательщику не позднее трех месяцев
со дня выявления недоимки. Данный документ
можно рассмотреть на примере Требование
№ 14284 от 25.10.2012 г. об уплате НДС, представленного
в приложении 1.
Требование об уплате налога
должно быть исполнено в течение 10 календарных
дней с даты его получения, если более
продолжительный срок не указан в этом
требовании.
В случае если налогоплательщик
не выполнил Требование об уплате налогов
или сборов, налоговый орган выносит Решение
о взыскании налога или сбора. Примером
этого документа является Решение № 21262
от 17.11.2012 г. О взыскании налога, сбора,
а так же пени, за счет денежных средств
ООО "Эксперт", представленного в
приложении 2.
Взыскание налога производится
по решению налогового органа (далее -
Решение о взыскании) путем направления
на бумажном носителе или в электронной
форме в банк, в котором открыты счета
налогоплательщика (налогового агента)
- организации или индивидуального предпринимателя,
поручения налогового органа на списание
и перечисление в бюджетную систему Российской
Федерации необходимых денежных средств
со счетов налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального
предпринимателя10.
Решение о взыскании принимается
после истечения срока, установленного
в требовании об уплате налога, но не позднее
двух месяцев после истечения указанного
срока. Решение о взыскании, принятое после
истечения указанного срока, считается
недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться
в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика
(налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя причитающейся
к уплате суммы налога. Заявление может
быть подано в суд в течение шести месяцев
после истечения срока исполнения требования
об уплате налога. Пропущенный по уважительной
причине срок подачи заявления может быть
восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится
до сведения налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального
предпринимателя в течение шести дней
после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения
Решения о взыскании налогоплательщику
(налоговому агенту) под расписку или передачи
иным способом, свидетельствующим о дате
его получения, решение о взыскании направляется
по почте заказным письмом и считается
полученным по истечении шести дней со
дня направления заказного письма.
Для наглядности на рисунке
3 рассмотрен алгоритм функционирования
механизма взыскания задолженностей c
организаций-должников по уплате налогов11
вынесение инспекцией решения
о взыскании недоимки за счет денежных
средств и направления инкассового поручения
в банк;
принятие решения о взыскании
налога за счет другого имущества организации
при отсутствии денег на счетах (или информации
о них);
направление судебному приставу
соответствующего постановления налоговой
инспекции.
Налоговый орган вправе взыскать
налог за счет другого имущества, в том
числе за счет наличных денежных средств
налогоплательщика в соответствии с нормами
ст.47 НК РФ. Также налоговый орган вправе
наложить арест на имущество организации
в качестве средства обеспечения решения
о взыскании налога (пени), сбора или штрафа.
Такой арест может быть применен лишь
к имуществу организации и только для
обеспечения взыскания задолженности
в порядке ст.47 НК РФ. Арест имущества может
быть как полным, так и частичным.
Таким образом, механизм взыскания
налоговой задолженности включает: