установленный порядок взыскания
задолженности по основному обязательству
(взыскание налога) и по дополнительному
обязательству (например, взыскание пени);
определенную, установленную
законодательством о налогах и сборах
последовательность действий налоговых
органов, а также иных специально уполномоченных
органов государственной власти по непосредственному
взысканию налоговой задолженности;
установление субъекта, имеющего
налоговую задолженность.
Механизм взыскания задолженностей
рассмотренный в этом параграфе, достаточно
длителен и сложен, имеет определенный
алгоритм действий и содержит ряд обязательных
этапов, связанных с оформлением установленных
законодательством документов и сроками
их исполнения, от строгого соблюдения
всей совокупности действий, производимых
специалистами Инспекции зависит полнота
урегулирования задолженности.
В данной главе рассмотрены
все действия налоговых органов необходимые
для полного и своевременного урегулирования
налоговой задолженности, которые связаны
с безусловным выполнением норм законодательства
налоговыми органами, а также приведены
примеры оформления документов применяемых
на разных этапах урегулирования налоговой
задолженности.
Заключение
По результатам проведенных
в работе исследований можно сделать следующие
выводы.
Налоговые органы в понятие
"налоговая задолженность" включают
суммарный объем невыполненных обязательств
по уплате законодательно установленных
налогов и сборов, начисленных пени за
несвоевременную уплату налогов и сборов,
и присужденных штрафных санкций за нарушение
налогового законодательства, выраженный
в денежной форме.
Налоговую задолженность рассматривается,
как совокупная налоговая задолженность.
Механизм урегулирования с целью снижения
задолженности законодательно установлен
вне зависимости от характера, причин
возникновения, статусного уровня налоговой
задолженности. Налоговая задолженность
- это суммарный объем выявленных и подтвержденных
налоговых недопоступлений, законодательно
установленных налогов и сборов, начисленных
пени и присужденных штрафных санкций,
в отношении которой применяется механизм
урегулирования с целью ее снижения.
На сегодняшний день достигнуты
немалые результаты, прежде всего, существенное
повышение уровня показателей, характеризующих
эффективность работы налоговых органов
по урегулированию задолженности. Однако,
общий уровень налоговой дисциплины в
стране, характер применяемых недобросовестными
налогоплательщиками схем уклонения от
уплаты налогов, становящихся из года
в год все более масштабными и изощренными,
заставляют всерьез задуматься о необходимости
использования новых резервов повышения
эффективности урегулирования задолженности.
Главным стратегическим направлением
совершенствования такой работы является
внедрение в практику новых, основанных
на передовых информационных и аналитических
технологиях, форм и методов урегулирования
задолженности.
Особое внимание должно уделяться
повышению открытости Федеральной налоговой
службы и упрощению налоговых процедур,
включая взаимодействие с налогоплательщиком.
Решение этой задачи должно осуществляться
за счет развития информационных технологий,
создания новых и развития действующих
электронных сервисов.
Следующий способ совершенствование
работы налоговых органов по урегулированию
налоговой задолженности это создание
коммерческих льгот для фирм с хорошей
налоговой репутацией.
Повышение налоговой культуры.
Налоговая культура складывается из понимания
гражданами всей важности для государства
и общества уплаты налогов (как часть политической
культуры) и знания своих прав и обязанностей
по их уплате (как часть правовой культуры)
Библиографический список
Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный
закон Российской Федерации от 31 июля
1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 07.06.2011) // Собрание
законодательства Российской Федерации.
- 1998. - N 31. - Ст. 3824.
О внесении изменений в часть
первую и часть вторую Налогового кодекса
РФ и в отдельные законодательные акты
в связи с осуществлением мер по совершенствованию
налогового администрирования [Текст]
: федеральный закон Российской Федерации
от 27 июля 2008 г. №137-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2008. - № 41. - Ст. 4849.
О налоговых органах Российской
Федерации [Текст] : федеральный закон
Российской Федерации от 21 марта 1991 г.
№ 943-1-ФЗ // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991.
- № 15. - Ст. 492.
О некоторых вопросах практики
применения положений законодательства
о банкротстве отсутствующих должников
и прекращении недействующих юридических
лиц [Текст] : постановление Пленума ВАС
РФ от 20.12.2006 № 67 // Вестник ВАС РФ. - 2007. -
N 2.
Верстова М.Е. Основные пути
и перспективы совершенствования способов
обеспечения исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов в современной
России [Текст] / М.Е. Верстова // Законодательство
и экономика. - 2011. - № 3.
Мешков Р.А. Механизм урегулирования
налоговой задолженности: формы реализации
и показатели эффективности [Текст] / Р.А.
Мешков // Налоговая политика и практика.
- 2010. - № 11.
Пантюхов О. В. Уточненное требование
об уплате налогов, сборов и штрафов [Текст]
: / О. В. Пантюхов // Налоговые споры: теория
и практика. - 2011. - № 2.
Тараканов С.А. Порядок взыскания
налогов, пеней, штрафов у налогоплательщиков
- организаций [Текст]/ С.А. Тараканов// Российский
налоговый курьер, 2010. - № 22.
Цыганков В. В. О взыскании с
налогоплательщика налогов и пени по истечении
срока давности привлечения к налоговой
ответственности [Текст] / В.В. Цыганков
// Право и экономика. - 2011. - № 6.
- О
типовом положении об инспекции МНС России
с предельной численностью свыше 100 единиц
и типовых положениях об отделах: Приказ
МНС России от 11.03.2003 г. № БГ-3-25/113 // СПС
"Консультант Плюс".
- О
типовой структуре инспекций МНС России
с предельной численностью от 60 до 89 единиц:
Приказ МНС РФ от 24.02.2004 г. № БГ-3-25/140@ // СПС
"Консультант Плюс".
1
Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.
№ 6-ФКЗ; от 30. 12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС Консультант
плюс
2
Практический комментарий к части первой
Налогового кодекса Российской Федерации//
СПС Консультант плюс
3
Пронин С.Б., Пронин М.С. Взыскание задолженностей
по налогам с организаций. // Тематический
спецвыпуск журнала "Горячая линия
бухгалтера". - 2008. - С. 14.
4
Мешков Р. О регулировании задолженности
организаций // Экономист. - 2008. - № 12. - С.
64.
5
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от
31. 07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29. 06.2012 № 19-ФЗ;
от 28. 06.2013 №134-ФЗ; от 02. 07.2013 №153-ФЗ) п. 6 ст.
45 гл. 8 ч. 1// СПС Консультант Плюс
6
Тараканов С.А. Порядок взыскания налогов,
пеней, штрафов у налогоплательщиков -
организаций// Российский налоговый курьер.
- 2010. - № 22. - C. 24.
7
Мешков Р. О регулировании задолженности
организаций// Экономист. - 2008. - № 12. - С.
64.
8
Пронин С.Б., Пронин М.С. Взыскание задолженностей
по налогам с организаций. //Тематический
спецвыпуск журнала "Горячая линия
бухгалтера". - 2008. - С. 88.
9
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от
31. 07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29. 06.2012 № 19-ФЗ)
Ст. ст. 69,70// СПС Консультант Плюс
10
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от
31. 07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29. 06.2012 № 19-ФЗ)
п. 2, п. 3 ст. 46 гл. 8 ч. 1// СПС Консультант
Плюс
11
Пронин С.Б., Пронин М.С. Взыскание задолженностей
по налогам с организаций. //Тематический
спецвыпуск журнала "Горячая линия
бухгалтера". - 2008. - С. 88