Вопросы применения налога на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Основные цели введения платы за землю: стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв; выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий; освоение и охрана земель.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Налог на землю.
Налогоплательщики и объект налогообложения.
Налоговая база, период и ставки.
Налоговые льготы, исчисление налога, порядок уплаты.
Глава 2. Вопросы применения налога на землю.
2.1. Судебные споры по налогу на землю.
2.2. Рекомендации по оптимизации налога.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая поземельному налогу, полная.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)
 

1.3. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА, ПОРЯДОК УПЛАТЫ.

    Необходимо  отметить, что общая тенденция на уменьшение числа налоговых льгот сохранилась и в отношении земельного налога. Число льгот уменьшилось с 231 до восьми2. От уплаты земельного налога освобождаются полностью:

  • заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
  • организации, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами, - при определённых условиях;
  • научные и аналогичные установленные организации, использующие землю по профилю своей деятельности в научных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях;
  • ряд установленных учреждений культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания- при определённых условиях и по отдельным категориям земель;
  • организации и граждане, получившие для установленных целей нарушенные земли (требующие рекультивации)- льгота предоставляется в установленном порядке;
  • участники ВОВ, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ;
  • земли общего пользования населенных пунктов;
  • ряд установленных государственных организаций, а также организаций, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, - при определенных условиях;
  • земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также министерства обороны РФ;
  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящегося в государственной и муниципальной либо профсоюзной собственности;
  • земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности отдельных родов войск;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации, - в установленных случаях;
  • военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, - в определённых случаях и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • члены семьи военнослужащих, сотрудников ОВД, учреждений и органов уголовно- исполнительной власти, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей;
  • Герои Советского Союза, Герои РФ, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР»;
  • учреждения и органы уголовно- исполнительной системы;
  • профессиональные аварийно- спасательные службы и формирования;
  • земли, используемые пожарной охраной;
  • отдельные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения- при определённых условиях.

    Освобождаются от уплаты земельного налога в течение  пяти лет с момента предоставления им земельных участков:

  • граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Налог взимается в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья:

  • с учреждений и организаций железнодорожного транспорта - за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог.

Органы  законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать  дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.

     Органы  местного самоуправления имеют  право устанавливать льготы по  земельному налогу в виде частичного  освобождения на определённый  срок, отсрочки выплаты, понижения  ставки земельного налога для  отдельных плательщиков в пределах  суммы налога, оставшейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

    Правда, есть в списке счастливчиков те, кто не относился к льготной категории  в соответствии со старым порядком. Согласно ст. 395 НК РФ льгота установлена  для:1

    - общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

    - организаций, уставный капитал  которых полностью состоит из  вкладов указанных общероссийских  общественных организаций инвалидов,  если среднесписочная численность  инвалидов среди их работников  составляет не менее 50%, а их  доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

    - учреждений, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.  

        Следует отметить, что законодатель в предоставил право представительным органам муниципальных образований расширить круг льготников, находящихся на подведомственной им территории.1

    Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы или на уменьшение налоговой базы, обязаны представить в налоговый  орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такое право, в сроки, определенные представительными органами муниципальных образований.

    Как я отмечала выше, согласно Закону о плате за землю сумма земельного налога определялась умножением облагаемой налогом площади земельного участка на налоговую ставку земельного налога с учетом коэффициентов индексации, применяемых в соответствующих годах. Сумма земельного налога, исчисляемого в порядке, установленном гл. 31 НК РФ, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.2

    При этом организации исчисляют сумму налога самостоятельно, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в силу п. 5 ст. 396 НК РФ в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

      Земельный налог по новому законодательству исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения).

    Так, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении этого участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. В случае, когда возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.1

     Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Об этом сказано в п. 1 ст. 397 НК РФ. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с п. 3 ст. 398 НК РФ, не может быть установлен ранее срока представления налогоплательщиками налоговых деклараций по налогу, то есть не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчёт причитающего с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчёт налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.

   Начисление земельного налога  гражданам производится налоговыми  органами, которые ежегодно на  позднее 1 августа вручают налогоплательщиками как платёжные извещения об уплате налога. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескользких юридических лиц или граждан, земельный налог  начисляется отдельно каждому налогоплательщику пропорционально площади строения, находящегося в раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

    Учёт  плательщиков и начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июля.

  Земельный  налог исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка.

    С юридических лиц и граждан, освобождённых от уплаты земельного налога в соответствии с действующим законодательством, при передачи ими земельных участков в аренду либо пользование земельный налог взимается с площади, переданной  в аренду либо пользование.

    Суммы налога уплачиваются равными долями в два срока:

  • не позднее 15 сентября;
  • не позднее 15 ноября.

    Органы  законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учётом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

      Плательщики, своевременно не  привлечённые к уплате земельного  налога, уплачивают этот налог  не более чем за три предшествующих  года. Пересмотр неправильно произведённого  налогообложения допускается не  более чем за три предшествующих  года.

    Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.1  
 

Глава 2. ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ЗЕМЛЮ.

2.1. СУДЕБНЫЕ СПОРЫ ПО НАЛОГУ НА ЗЕМЛЮ.

    Многие  предприятия в своей практической деятельности сталкивались с ситуацией, когда возникали споры об уплате налога на землю и другие вопросы применения земельного налога.

      Несмотря на то, что споры о  взыскания земельного налога  присутствует в нашем праве  достаточно давно применению  его на практике постоянно сопутствовали многочисленные ошибки спорящих сторон, которые в большинстве случаев имели решающее значение для принятия судом решения  об этих вопросах. В качестве примера подобной ситуации приведем судебное дело открытого акционерного общества:

    ОАО является плательщиком земельного налога в местные бюджеты муниципальных образований Московской области, так как имеет в своем составе ряд филиалов и обособленных подразделений (АЗС), расположенных на земельных участках в Московской области на праве бессрочного пользования.

    ОАО просит разъяснить как следует рассчитывать авансовые платежи земельного налога по участкам кадастровая стоимость  которых в настоящее время  отсутствует.

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел дело о порядке уплаты земельного налога в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых не определена, и сообщает следующее.

    Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.1

    С 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31 "Земельный  налог" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный  налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Информация о работе Вопросы применения налога на землю