Возникновение налогов и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Цель: Изучить историю развития налогового права, выделение в самостоятельную подотрасль налогового права, как основной институт финансового права.
Задачи: Проанализировать происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения, дать общую характеристику места и роли налогового права в системе российского права, выделить источники налогового права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВННИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО ПРАВА ...................................................................................... 4
1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЛОГОВ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… 4
1.2. МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА…………………………………………………………………………… 8
2. НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ..................................... 13
2.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……...……13
2.2. ПОНЯТИЕ НАЛОГА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ. ВИДЫ НАЛОГОВ……………………………………………………………….……… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТРАТУРЫ ……….......................................... 25

Файлы: 1 файл

история налогов.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) составляют предмет налогового права. Система таких отношений представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

1. властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

2. правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств по исчислению и уплате налогов или сборов.

 

3.  правовых отношений, возникающих в процессе  налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства.

4. правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав  и законных интересов участников налоговых правоотношений.

5. правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими  предмет правового регулирования  налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в  том числе:

1. налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.

2. органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним(регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля и кредитные организации.

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере  налогообложения.

Также в налоговом  праве выделяют два метода:

1. публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод)

2. гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии)

Так как отношения, регулируемые налоговым правом по большей части  относятся к сфере публичного права, императивный метод правового  регулирования применяется в налоговом праве более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита[4].

 

Налоговое право как  отрасль права входит в единую систему российского права, и в свою очередь является системой более низкого уровня, т.е. сама представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Нормы налогового права  группируются в две части –  общую часть и особенную часть:

1. Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов РФ, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения  и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Таким образом, в общую  часть налогового права входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти  все институты особенной части.

2. Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации и они включаются во вторую (особенную)    часть Налогового кодекса РФ.

3. И общая и особенная часть налогового права, являясь частями системы налогового права, в свою очередь представляют собой системы более низкого порядка, объединяющие обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, соответственно: институты, субинституты и нормы.

Институты налогового права – это взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений. Так, к числу институтов общей части налогового права можно отнести институт налоговой обязанности, институт налогового контроля, институт защиты прав налогоплательщиков и т.д.

Входящие в систему  налогового права субинституты в  свою очередь являются составными частями(элементами) институтов. Например, институт защиты прав налогоплательщиков, являющийся субинститутом общей части налогового права включает в себя такие субинституты как административная защита прав налогоплательщиков и судебная защита прав налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

 

2.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

 

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового  отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие: 1) эти отношения складываются в процессе проведения финансовой деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер; 2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения; 3) финансовые правоотношения имеют денежный характер; 4) эти отношения имеют властный характер; 5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.

Налоги выступают основным методом  собирания денежных средств в  процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач[5].

Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов", их обсуждению и принятию.

Отношения по установлению и введению налогов п сборов возникают  также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.

Основными налоговыми отношениями  из приведенного ранее перечня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице своих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.

Налоговые органы — обязательный участник отношений и по осуществлению  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.

В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер.

В то же время налоговые  правоотношения обладают и рядом  специфических особенностей, которые  отличают их от иных финансовых правоотношений. К ним могут быть отнесены следующие.

Налоговые правоотношения отличаются прежде всего сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Особая сфера возникновения  и существования налоговых правоотношений обусловливает и некоторые особенности  их субъект-но-объектного состава, например, участие налоговых органов, а так же содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей сторон в названной сфере[6].

Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения»[7], поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.

Более глубокому пониманию  сущности данного явления способствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.

В юридической литературе предлагаются различные классифицирующие признаки.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.

По характеру налоговых  норм они делятся на отношения  материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых  обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.

По субъектному составу  налоговые правоотношения можно  подразделить на: 1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями — к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов; 2) отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений — по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

По характеру межсубъектных  связей они делятся на отношения  абсолютные и относительные. Под  абсолютными правоотношениями в  теории права понимаются те, в которых  точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.

По содержанию они  делятся на отношения, складывающиеся в процессе: 1) установления и введения налогов и сборов; 2) взимания налогов и сборов; 3) проведения налогового контроля; 4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения; 5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.

По цели они делятся  на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.

Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой  также проявляются как общие, так и специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовых правоотношений.

Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет структуру, включающую следующие  элементы: субъекты, объекты и содержание.

Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны — налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.

Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Информация о работе Возникновение налогов и их развитие