Возникновение налогов и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Цель: Изучить историю развития налогового права, выделение в самостоятельную подотрасль налогового права, как основной институт финансового права.
Задачи: Проанализировать происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения, дать общую характеристику места и роли налогового права в системе российского права, выделить источники налогового права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВННИЯ И РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО ПРАВА ...................................................................................... 4
1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЛОГОВ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… 4
1.2. МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА…………………………………………………………………………… 8
2. НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ..................................... 13
2.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……...……13
2.2. ПОНЯТИЕ НАЛОГА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ. ВИДЫ НАЛОГОВ……………………………………………………………….……… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТРАТУРЫ ……….......................................... 25

Файлы: 1 файл

история налогов.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанности  субъектов налогового правоотношения.

 

 

2.2. ПОНЯТИЕ НАЛОГА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ. ВИДЫ НАЛОГОВ.

 

Существуют различные доктринальные определения налога, разработанные представителями как юридической, так и экономической науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на целый ряд общих признаков, характерных для данного института:

- отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

- законность установления и введения налога;

- обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

- индивидуальная безвозмездность;

- внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

- отсутствие целевого назначения.

Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать взносы и  платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

В определении понятия  «налог» законодателя опередил Конституционный  Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности[8].

В отличие от налога пошлины  и сборы не имеют финансового  значения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает госу­дарственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).

К категории «сборы»  можно отнести предусмотренные  НК РФ (ст. 13) государственную пошлину, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Возможна различная  классификация налогов по видам  в зависимости от основания.

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги па потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе их расходования. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это — примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.

Это — примеры косвенных налогов. В научной литературе принято считать, что прямой налог — это налог, где налогоплательщик выступает фактическим носителем налогового бремени, при уплате косвенного налога налогоплательщик перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее носителем данного налога. Под сходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного  налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог  с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (геаl (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода.

Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход (гл. 263 НК РФ). Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п.

Большинство реальных налогов  не увязано с доходами налогоплательщика. Вещь, обозначенная в качестве предмета реального налога, легко поддается налоговому учету и контролю, она должна иметь материальный характер, существовать длительное время, чтобы обеспечить стабильность налоговых поступлений. Поэтому чаще всего предметами реальных налогов выступают недвижимость и транспортные средства.

Раскладочные (репартиционные, контингентированные) налоги широко применялись  на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности  совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого из них приходилась определенная сумма налога.

В настоящее время  раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении[9].

При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации в соответствии с НК законом субъекта. Местные налоги устанавливаются в соответствии с НК и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Поступления от региональных налогов могут распределяться между  бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются  в соответствующие местные бюджеты.

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным установление и введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов. К таким целевым налогам, за счет поступлений от которых формируются государственные целевые внебюджетные фонды, относится взимаемый в соответствии с гл. 24 НК РФ единый социальный налог (взнос).

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных  принципов установления налогов  и сборов является принцип ограничения  их специализации. По общему правилу налог не предназначен Для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций.

Целевые налоги предназначаются  непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный фонд и специальные счета учета сумм налога[9].

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налоге физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально.

Уплата разовых налогов  связывается с событиями, не образующими  системы. Например, уплата государственной  пошлины зависит от различных  фактов. Для конкретного плательщика  подача иска в суд может иметь  непостоянный, случайный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Существуют и другие основания деления налогов на виды, которые не столь значимы  для выявления видовых особенностей налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Современный уровень  развития финансового права в  России обусловлен переходом к рыночным отношениям, которые невозможны без  принятия соответствующей нормативной  базы. Нормативная база в свою очередь  нужна для нормального функционирования Бюджетной системы, в которую входит налоговое право. Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

В настоящее время  необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система  регулирования денежных потоков  способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических  и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования  любого государства, является экономическое  благополучие и процветания его  граждан. Надёжная бюджетная система  является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. [1] Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2006.

2. [2] Сорокина Е.Я. Основы международного налогового права. М., 2000.

3. [3] Артемов Н.И., Ашмарина Е.М. Правовые основы налогообложения в Российской Федерации. М., 2008.

4. [4] Артемов Н.И., Ашмарина Е.М. Правовые основы налогообложения в Российской Федерации. М., 2008.

5. [5] Шевелева Н.А Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред.. М., 2009.

6. [6]  Шевелева Н.А Налоговое право России. Особенная часть: Учебник / . М., 2004.

7. [7]  Н.И. Химичева  Финансовое право: Учебник/. М., 2007.

8. [8] Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

9. [9] Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 6 т. Т. 1 (в двух частях). Харьков, 2009

 




Информация о работе Возникновение налогов и их развитие