Взыскание недоимок по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств будут налоговые механизмы. При ϶ᴛᴏм само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Способы уплаты налогов……………………………………………4
Взыскание недоимок по налогам и сборам……………………….10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Решение задачи……………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовой налоги.docx

— 77.56 Кб (Скачать файл)

Недоимка – ϶ᴛᴏ сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 Налогового кодекса).

Безнадежная задолженность – ϶ᴛᴏ недоимка по налоговым платежам, сборам, пеням, штрафам по данным платежам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание кᴏᴛᴏᴩой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера (ст. 59 Налогового кодекса).

Безнадежная задолженность списывается в порядке, установленном:

  • Правительством РФ – по федеральным налогам и сборам;
  • исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями – по региональным и местным налогам.

 

1.2.2. Основные методы взыскания недоимки по налогам и сборам.

В случае нарушения срока уплаты налога с налогоплательщика подлежат взысканию пени.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки [3].

В соответствии с НК РФ [1] уплата пени является одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов. Обеспечительная функция пени состоит в том, что с одной стороны, обязанность уплачивать пени (следовательно, нести дополнительные расходы) стимулирует должника к надлежащему исполнению возложенного на него обязательства, с другой стороны, уплата пени позволяет государству компенсировать в определенной степени те убытки, которые могут быть им понесены в результате нарушения сроков уплаты налогов или сборов.

Однако следует учитывать, что обязанность по уплате налога у налогоплательщика, за которого расчет налоговой базы и налога производится налоговым органом, возникает только в день получения налогового уведомления [3].

Следовательно, если по вине налогового органа или организаций почтовой связи заказное письмо с налоговым уведомлением не было доставлено налогоплательщику до срока платежа, то вплоть до дня получения данного или повторного уведомления налогоплательщику не может начисляться пени. В данном случае налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога [4].

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора [4].

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика [1].

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

В случае предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налога или сбора обязанность по выплате пени возникает при условии нарушения должником новых сроков исполнения налогового обязательства. При этом, если решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) принято после наступления установленного законом срока уплаты налога или сбора, пени начисляются за период со дня наступления установленного срока уплаты налога (сбора) до дня принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки.

Обязанность по уплате пени Налоговый кодекс [1] возлагает на строго определенных в нем лиц – налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Иные лица субъектами указанной обязанности быть не могут.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время (в момент просрочки) ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки. В настоящее время отменены действовавшие ранее ограничения при начислении пени – в отношении размера ставки пени и в отношении суммы пени.

Таким образом, начисление пени производится по ставке 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ без ограничений, то есть сумма пени может превышать сумму недоимки [4].

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке [4].

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках [4].

В соответствии с НК РФ [1] осуществлять бесспорное взыскание налога могут только налоговые и таможенные органы. Порядок бесспорного взыскания налога распространяется только на организаций (как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов.

Взыскание производится по следующим видам платежей:

– налога;

– сбора;

– пени за несвоевременную уплату налога и сбора [1].

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента [4].

В случае если налогоплательщик нарушил срок уплаты налога, то налоговый орган должен составить следующие документы:

1) направить налогоплательщику  требование об уплате налога, сбора и соответствующей суммы  пени;

В требовании об уплате налога указывается срок его исполнения.

2) принять решение о  взыскании налога, сбора и соответствующей  суммы пени, которое является  основанием для бесспорного взыскания;

Решение о взыскании принимается не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В случае принятия решения после указанного срока, оно считается недействительным и исполнению не подлежит [4].

Решение о взыскании должно быть доведено до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения [4].

3) по истечении срока  исполнения требования об уплате  налога, сбора составить на основании  решения инкассовое поручение  на списание денежных средств  и направить его в банк.

При нарушении установленной процедуры налоговые органы лишаются права на бесспорное взыскание.

Инкассовое поручение подлежит исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога (сбора, пени) осуществляется с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов организации.

Не производится взимание со ссудных, бюджетных и депозитных счетов (если не истек срок действия депозитного договора). Для того, чтобы взыскать налог за счет средств, находящихся на депозитном счете, налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств на расчетный счет, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога [4].

После получения банком указанного поручения банк не должен продлевать срок действия депозитного договора. При поступлении денежных средств с депозитного счета на расчетный счет, они подлежат перечислению в порядке очереди, установленной гражданским законодательством.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты.

Поскольку курс на дату продажи может не совпадать с курсом на дату выставления инкассового поручения и даже на дату списания суммы налога со счета, может возникнуть переплата или недоплата налога или сбора, а также пени. В случае недоплаты производится дополнительное взыскание, в случае переплаты сумма излишне взысканного налога подлежит зачету или возврату. Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисление процентов производится в валюте РФ.

При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента [2].

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов [2].

При взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета [2].

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового.

Взыскание на имущество должника – юридического лица при отсутствии денежных средств на счете в банке также производится в бесспорном порядке.

Документом, на основании которого производится обращение взыскания на имущество, будет являться отозванное из банка инкассовое поручение налогового органа с отметкой банка о его полном или частичном неисполнении [2].

Налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Взыскание налога, сбора и пени за счет имущества возможно только после применения взыскания за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика – организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» [2].

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:

– фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

– дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

– наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;

– резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;

– дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – организации или налогового агента-организации;

– дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом- исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Информация о работе Взыскание недоимок по налогам и сборам