Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 14:18, реферат
Налоговая система Российской Федерации была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В соответствии с вышеуказанным законом, установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам должна осуществляться высшим органом законодательной власти.
Введение 3
Законодательство РФ о налогах и сборах. 4
Общие принципы построения налоговой системы РФ. 9
Заключение 28
Список использованной литературы: 29
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо
излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо
через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по
исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых
проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения
законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в
отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их
должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным
законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и
действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме
убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или
незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами
законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по
формам, установленным государственными органами и органами местного
(удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
(удержания и перечисления) налогов;
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у
налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о
совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть
достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы
налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для
дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими
налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях,
связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест
на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых
агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов
налогообложения независимо от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения и территории, проводить
инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в
порядке, установленном НК РФ;
- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их
доходам;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении
действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право
осуществления определенных видов деятельности;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения
- о признании недействительной государственной регистрации
юридического лица или государственной регистрации физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по
основаниям, установленным законодательством Российской
Федерации;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора
об инвестиционном налоговом кредите.
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК
РФ.
В соответствии со ст.12 Налогового кодекса, в Российской Федерации устанавливаются
федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (далее – региональные
налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к
уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами
субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами
субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
При установлении регионального налога законодательными (представительными)
органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а
также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы
налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога
законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также
предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в
действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на
территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении
местного налога представительными органами местного самоуправления в
нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а
также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы
налогообложения НК РФ. При установлении местного налога представительными
органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы
и основания для их использования налогоплательщиком.
Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не
предусмотренные НК РФ.
Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов установлен ст.13,
14, 15 НК РФ.
1) НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;
3) НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД)
ОРГАНИЗАЦИЙ;
4) НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ КАПИТАЛА;
5) ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ;
6) ВЗНОСЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ;
7) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА;
8) ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА И ТАМОЖЕННЫЕ
СБОРЫ;
9) НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ;
10) НАЛОГ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО
МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ;
11) НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ
ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
13) ЛЕСНОЙ НАЛОГ;
14) ВОДНЫЙ НАЛОГ;
15) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ;
16) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СБОРЫ.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ;
2) НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ;
3) ДОРОЖНЫЙ НАЛОГ;
4) ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ;
5) НАЛОГ С ПРОДАЖ;
6) НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС;
7) РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СБОРЫ.
Причем при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на
территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога
на имущество физических лиц и земельного налога.
К местным налогам и сборам относятся:
1) ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ;
2) НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ;
3) НАЛОГ НА РЕКЛАМУ;
4) НАЛОГ НА НАСЛЕДОВАНИЕ ИЛИ ДАРЕНИЕ;
5) МЕСТНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СБОРЫ.
Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, статьи 13, 14, 15
вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
В настоящее время действует перечень федеральных региональных и местных налогов
и сборов, установленный ст. 19, 20, 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации"
Закон относит к федеральным следующие налоги и сборы:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на операции с ценными бумагами;
- таможенная пошлина;
- платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в
федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе
Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и
областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты
автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательными актами Российской
- налог на прибыль организаций;
- государственная пошлина;
- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
- сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"
и образованных на их основе слов и словосочетаний;
- налог на игорный бизнес;
- плата за пользование водными объектами;
- сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового
спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- налог на добычу полезных ископаемых.
К региональным налогам и сборам относятся следующие налоги:
- налог на имущество предприятий;
- лесной доход;
- сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических
лиц.
- налог с продаж.
- транспортный налог.
К местным относятся следующие налоги и сборы:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью;
- налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне;
- курортный сбор;
- сбор за право торговли;
- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций
независимо от их организационно-правовых форм на содержание
милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и
другие цели.
До введения в действие ст. 13, 14, 15 НК РФ, налоги, сборы, пошлины и другие
платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21
(статья 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147
ФЗ).
В случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в
соответствии с ним федеральными законами может предусматриваться установление
специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с
которыми в течение определенного периода времени вводится особый порядок
исчисления и уплаты налогов, в том числе замена совокупности налогов и сборов,
подлежащих уплате одним налогом.
В настоящее время действуют специальные налоговые режимы:
- в особых экономических зонах (Федеральный закон от 22.01.1996 № 13
ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области",
Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ "Об особой экономической
зоне в Магаданской области");
- для Организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в
налоговых органах закрытых административно - территориальных
образованиях (Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом
административно - территориальном образовании");
- при исполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4
Налогового кодекса РФ);
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1
Налогового кодекса РФ);
- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса
РФ);
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса
РФ).
Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах и сборах:
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
- Законодательство о налогах и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения;
- При установлении налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога;
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в
зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или