Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 14:18, реферат

Описание работы

Налоговая система Российской Федерации была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В соответствии с вышеуказанным законом, установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам должна осуществляться высшим органом законодательной власти.

Содержание работы

Введение 3
Законодательство РФ о налогах и сборах. 4
Общие принципы построения налоговой системы РФ. 9
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Файлы: 1 файл

0033.doc

— 64.82 Кб (Скачать файл)

 

места происхождения капитала;

 

- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть

 

произвольными;

 

- Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами

 

своих конституционных прав;

 

- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое

 

экономическое пространство Российской Федерации и, в частности,

 

прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах

 

территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или

 

финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать

 

препятствия не запрещенной законом экономической деятельности

 

физических лиц и организаций;

 

- Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или

 

отменяются Налоговым Кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов

 

Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются,

 

изменяются или отменяются соответственно законами субъектов

 

Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми

 

актами представительных органов местного самоуправления о налогах и

 

сборах в соответствии с Налоговым Кодексом РФ;

 

- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и

 

сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными

 

Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не

 

предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином

 

порядке, чем это определено Налоговым Кодексом;

 

- При установлении налогов должны быть определены все элементы

 

налогообложения;

 

- Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы

 

таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда

 

и в каком порядке он должен платить;

 

законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу

 

налогоплательщика (плательщика сборов).

 

Из Конституции РФ вытекает более сложная и многофункциональная структура

принципиальных основ налогообложения и сборов в Российской Федерации, которая

выстраивается в следующем порядке:

 

1) принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в

 

установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской

 

Федерации (п."и" ст.72 Конституции РФ);

 

2) принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой

 

системы на всей территории Российской Федерации (ст.8 Конституции

 

гарантирует единство экономического пространства, свободное

 

перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п."н" ст.72 к

 

совместному ведению Федерации и ее субъектов Конституция России

 

относит установление общих принципов организации системы органов

 

государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень

 

в построении федерального налогового законодательства с учетом

 

потребностей развития налогового федерализма и кодификации

 

налоговых властных и имущественных норм между государством и

 

налогоплательщиками вытекает из смысла ст.75 Конституции, согласно

 

которой должны быть установлены федеральным законом правовые

 

основы об общих принципах налогообложения и сборов в Российской

 

Федерации и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и

 

функционирование системы налогов Российской Федерации и налоговых

 

отношений в целом;

 

3) принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного

 

налогового законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5 Конституции утверждают

 

равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ);

 

4) принцип конституционности актов налогового законодательства (ст.4

 

и 125 Конституции регламентируют, что акты (в том числе и

 

налоговые) или их отдельные положения, признанные

 

неконституционными, утрачивают силу);

 

5) принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как

 

инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15

 

 

общепринятых в мировой практике принципов и норм международного

 

регулирования торгового оборота и движения капитала);

 

6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня

 

(ст.114 Конституции возлагает на Правительство РФ обеспечение и

 

исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации и ее

 

субъектов в интересах как единого экономического пространства, так

 

и в интересах отдельных регионов);

 

7) принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных

 

налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст.132

 

Конституции устанавливает права органов местного самоуправления

 

самостоятельно управлять муниципальной собственностью,

 

формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать

 

местные налоги и сборы, решать иные вопросы);

 

8) принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом

 

(вытекает из смысла ст.19 Конституции);

 

9) принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков

 

(ст.57 Конституции устанавливает обязанность каждого платить

 

законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости

 

ответственности за нарушение налогового законодательства;

 

10) принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от

 

неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба,

 

обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов

 

(ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом частную,

 

государственную, муниципальную и иные формы собственности);

 

11) принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения

 

налогового бремени (хотя он прямо не закреплен в Конституции РФ,

 

но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное

 

использование своих способностей в предпринимательской

 

деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при

 

разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что

 

законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6

 

Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации"

 

 

12) принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях

 

(ст.29. Конституции гарантирует право граждан получать информацию

 

любым законным способом, за исключением сведений, составляющих

 

государственную тайну);

 

13) принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст.7

 

Конституции провозглашает Россию социальным государством, политика

 

которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную

 

жизнь и свободное развитие человека);

 

14) принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых

 

отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде

 

(ст.123 Конституции подчеркивает гласность судопроизводства,

 

осуществление его на основе состязательности и равноправия

 

сторон).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В советской теории государства и права традиционно понятием «законодательство»

охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов

исполнительной власти, имевшие нормативный характер.

 

Принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового

законодательства Российской Федерации,— создание системы законов о налогах

прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их

подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая

возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает

необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой

 

системы в Российской Федерации"

 

- Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ "Налоговый Кодекс

 

Российской Федерации (часть первая)";

 

- Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П

 

"По делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона

 

Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной

 

границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года"

 

- Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П

 

"По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов

 

 

Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок

 

регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в

 

названные регионы"

 

- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части

 

первой) / Отв. ред. к. ю. н. Г. В. Петрова. – М.: НОРМА, 2001.

 

- Налоговое право. Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. - М.:

 

ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

 

[1] Постановление КС РФ от 4 апреля 1996г.№9-П [2] Пункт 3 Постановления КС РФ

от 11 ноября 1997 г. № 16-П.

 

Источник:   http://iReferat.org/

 


Информация о работе Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ