Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:36, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в частом проявлении проблем, связанных с возмещение НДС.
Любая работа требует постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка. Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служа раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Защита прав налогоплательщиков в судебном порядке
1.1 Налогоплательщики и их права в РФ…………………………….….5
1.2 Нарушение законодательства о налогах и сборах РФ
налогоплательщиками……………………………………………………..8
1.3 Судебная защита прав налогоплательщиков………………………12
Глава 2. Практика защиты прав налогоплательщиков
при возмещении НДС
2.1 Налоговые нарушения при возмещении НДС……………………....18
2.2 Защита прав налогоплательщиков при возмещении НДС…………28
2.3 Меры избежания проблем с возмещением НДС……………………32
Заключение………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………..37
Наибольшую сложность представляет установление соотношения финансовой (налоговой) и административной ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Два указанных вида юридической ответственности проявляют значительное сходство, в связи с чем среди российских юристов не достигнуто господствующего мнения относительно правовой природы налоговой ответственности. В то же время эта проблема имеет как чисто теоретическое, так и огромное практическое значение, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком сочетании могут применяться при совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, не содержащих признаки преступления.
О различии административной и финансовой ответственности в сфере налогов и сборов в первую очередь свидетельствует то, что согласно п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности. При этом в НК РФ не содержится положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их от административной ответственности. В то же время указано, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ).
Определяющим моментом при различении административной и финансовой ответственности в сфере налогов и сборов является цель и характер применяемых санкций и иных мер государственного принуждения.
Целью административной ответственности является прежде всего пресечение (предупреждение) и наказание, а не восстановление нарушенных прав. Административное законодательство предусматривает применение исключительно карательных (штрафных) санкций.
Налоговая ответственность,
помимо штрафных санкций, предусматривает
применение специальных
На различие финансовой и административной ответственности в сфере налогов и сборов указывают также следующие обстоятельства:
Некоторые авторы расширяют
перечень административных правонарушений
в области налогов и сборов, относя к ним,
в частности:
нарушения, связанные с маркировкой подакцизной
продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);
С большой долей условности к преступлениям, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, относят так называемые преступления против порядка налогообложения, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных лиц к ответственности, в частности:
Таким образом, сравнительный анализ положений НК РФ и КоАП РФ и данные судебной практики свидетельствуют о необходимости разграничения финансовой и административной ответственности в сфере налогов и сборов. Дискуссии ведутся и в отношении административной ответственности за нарушения в сфере налогов и сборов. В частности, в российской юридической литературе не существует единого мнения по вопросу о том, какие из административных правонарушений являются «налоговыми».
Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд. Для судов всех видов рассмотрение налоговых споров является одной из самых сложных категорий дел, поскольку судьи должны владеть не только налоговым, но и почти всем финансовым законодательством, а также разбираться в правилах ведения бухгалтерского учета, осуществления аудиторской деятельности и т.д.
Законодательством Российской
Федерации предусмотрены
2) признание судом общей юрисдикции противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению закона субъекта РФ;
3) признание арбитражными
судами или судами общей
4) отмена арбитражными
судами или судами общей
5) неприменение судом
нормативного либо
6) пресечение действий
должностного лица налогового
органа или иного
7) принуждение налоговых
органов, иных органов
8) признание не подлежащим
исполнению инкассового
9) возврат из бюджета
необоснованно списанных в
10) взыскание процентов
за несвоевременный возврат
11) возмещение убытков,
причиненных незаконными
Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами исковых требований налогоплательщиков.[13]
После вступления в действие
части первой Налогового кодекса
РФ порядок определения
Нормы Налогового кодекса РФ о судебном порядке защиты нарушенных прав налогоплательщиков нашли развитие в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9. В нем разъяснено, что налоговые споры подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ и судами общей юрисдикции — в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Арбитражные суда рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных
правовых актов, затрагивающих
права и законные интересы
заявителя в сфере
2) об оспаривании ненормативных
правовых актов органов
3) о взыскании с организаций
и граждан, осуществляющих
4) другие дела, возникающие
из административных и иных
публичных правоотношений, если
федеральным законом их
Деятельность арбитражных судов по защите нарушенных прав налогоплательщиков шире, чем деятельность судов общей юрисдикции, поскольку количественный состав субъектов, обращающихся в данные суды, намного больше. В частности, Конституционный Суд РФ в Определении от 1 июля 1999 г. № 1110 по жалобе гражданина В.В. Варганова на нарушение его конституционных прав налоговым законодательством отметил, что гражданин-предприниматель вправе защитить свои права как налогоплательщика в арбитражном суде. Также подлежат восстановлению арбитражным судом конституционные права налогоплательщиков, нарушенные неправильным применением закона.
Высший Арбитражный Суд
РФ в Информационном письме «Обзор
практики рассмотрения споров, связанных
с взиманием подоходного
По общему правилу (ст. 35 АПК РФ) иск предъявляется по месту нахождения налогового органа, акты, действия или бездействие которого обжалуются. Иски к государственным органам и органам местного самоуправления, вытекающие из налоговых правоотношений, предъявляются в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа, принявшего оспариваемое решение.
Статья 138 НК РФ устанавливает
важное правило судебного рассмотрения
налоговых споров — принцип определения
надлежащего ответчика. Согласно названному
принципу по делу об обжаловании акта
налогового органа ответчиком следует
привлекать налоговый орган независимо
от того, кем именно подписан оспариваемый
акт — руководителем налогового
органа, его заместителем или иным
должностным лицом. По делу об обжаловании
действий или бездействия должностных
лиц налогового органа надлежащим ответчиком
будет именно то должностное лицо,
которое осуществило
Правоприменительная практика
рассмотрения налоговых споров показывает,
что в судебном процессе неизбежно
рассматриваются следующие
Из выше изложенного следует вывод, что составной частью судебного порядка защиты прав налогоплательщиков является исполнение судебных решений. В практике налоговой деятельности часто встречаются случаи наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающихся тому же бюджету, из средств которого подлежат возмещению излишне взысканные налоги и пени. В данной ситуации п. 1 ст. 79 НК РФ предписывает сначала произвести зачет в счет погашения недоимки, а затем возвратить налогоплательщику оставшуюся разницу по излишне взысканным денежным суммам.
Глава 2. Практика защиты прав налогоплательщиков при возмещении НДС
2.1 Налоговые нарушения при возмещении НДС
Информация о работе Защита прав налогоплательщиков при возмещении НДС