Значение системы косвенного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967г. Директив Европейского Союза (далее ЕС), в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...…..2
Глава 1. Значение системы косвенного налогообложения………………………….……..….4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения……………………………………………..4
1.2. Экономическая сущность косвенных налогов………………………………………..…...6
Глава 2. Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роль в формировании доходной части бюджета………………………………………………….….9
2.1. Экономические основы косвенных налогов…………………………………….……….9
2.2. Роль косвенных налогов в формировании
доходной части бюджета………………………………………………………………………17
Глава 3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях……………………………………………………………………………………...….20
3.1. Проблемы реформирования и основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………...….20
Заключение……………………………………………………………………………...………25
Список использованной литературы………………………………………………...………..27

Файлы: 1 файл

курсовик по налоговому.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 Недостатком  критерия деления налогов на  прямые и косвенные по их  перелагаемости по мнению многих авторов являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и иногда не полностью.

 В связи  с недостатками критерия перелагаемости  во Франции, например, приняли  за основу деления налогов на прямые и косвенные способ налогообложения и взимания. В соответствии с критерием платёжеспособности обложение налогом определенного источника относится к прямым налогам, обложение же на основе учета общей платёжеспособности лица - к косвенным. Иными словами, все налоги, в которых государство не устанавливает платёжеспособности через действия плательщиков, признаются косвенными.

Прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).

 Косвенные  налоги - налоги на потребление,  налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы.

 Следует  отметить, что авторы не расходятся  в определении понятия косвенных  налогов. Поэтому в научной  литературе редко встречаются разночтения, что позволяет сформулировать единое определение:

 Косвенные  налоги - налоги, которые являются  надбавкой к цене товаров, работ,  услуг. 

 Производитель  (продавец) товара или услуг при  их реализации получает налоговые  суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения5.

 И особенность  данных налогов заключается в  том, что практически реальным  «налогоплательщиком» выступает  конечный потребитель, на которого  и перекладывается тяжесть уплаты налога. То есть налогоплательщик (производитель, продавец), осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несёт, так как источник уплаты находится в цене проданного товара или другими словами в доходе потребителя, который был направлен на приобретение данного товара.

 Однако бывают  ситуации, когда фактическим плательщиком  налога выступает и сам производитель  (продавец) при невозможности переложения  налога на потребителя. Так  в случаях превышения предложения  товара платёжеспособного спроса, падения спроса, снижения доходов потребителей и как результат - трудности реализации товара, производитель (продавец) вынужден снижать цены, или сокращать объемы производства и уплачивать косвенный налог уже из своего «кармана». В результате источником уплаты налога становится не доход потребителя, а прибыль (доход) производителя (продавца). В данном случае косвенный налог приобретает признак прямого - налогообложение дохода.

Косвенные налоги - это неотъемлемая часть налоговой  системы любой страны, на долю которых приходится значительная часть государственных доходов. Различия находятся лишь в механизме их расчётов и взимания, что связано с различными представлениями в странах о сущности косвенных налогов, сложившихся в результате деления налогов на прямые и косвенные. И для правильного отнесения налогов к косвенным необходимо опираться на три критерия: их перелагаемость, способ налогообложения и взимания и платёжеспособность6.

 

Глава 2. Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

2.1. Экономические  основы косвенных налогов

 Налог на  добавленную стоимость представляет  собой форму изъятия в бюджет  части добавленной стоимости,  создаваемой на всех стадиях  производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

При условии  осуществления производственной и  иной коммерческой деятельности плательщиками налога на добавленную стоимость могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; международные объединения и иностранные юридические лица.

 К объектам налогообложения налогом на добавленную стоимость относятся прежде всего обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации; товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом.

 Налогом  облагается реализация товаров  не только собственного производства, но и приобретённых на стороне. При реализации работ налогом на добавленную стоимость облагаются объёмы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытноконструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ7.

Налоговым законодательством  РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в  соответствии со ст.145 Налогового кодекса (далее НК) РФ. Главным условием для  такого освобождения является условие  не превышения суммы выручки от реализации товаров за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности одного миллиона рублей8.

Для получения  всех выше указанных льгот в соответствии с действующим законодательством налогоплательщик обязан иметь соответствующие лицензии на осуществление деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ, а также вести раздельный учёт операций, подлежащих налогообложению и операций не подлежащих налогообложению.

Особый порядок  определения налоговой базы установлен при ввозе товаров на российскую таможенную территорию. Общее правило гласит, что в этом случае налоговая определяется как сумма следующих величин: таможенная стоимость этих товаров; подлежащая уплате таможенная пошлина; подлежащие уплате акцизы. Вместе с тем в том случае, если на таможенную территорию РФ ввозятся продукты переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки, то налоговая база определяется только как стоимость этой переработки.

 Важным элементом  налога являются его ставки. При  введении налога на добавленную стоимость в 1992г. была установлена единая ставка 28 %, величина которой была рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж, на смену которым пришёл налог на добавленную стоимость9.

 Значительная  часть организаций, осуществляющих  предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, занимается реализаций товаров на экспорт. Пунктом 1 статьи 164 НК РФ установлено применение налоговой ставки 0% при реализации на экспорт товаров при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров, например, работ по сопровождению, транспортировке, погрузке этих товаров10.

 Согласно  статьи 165 НК РФ налогоплательщик  обязан подтвердить правомерность  применения налоговой ставки 0% путём  представления в налоговые органы  отдельной налоговой декларации  и подтверждающих документов. В  таком же порядке подтверждается правомерность налоговых вычетов, произведённых организаций в связи с экспортом товаров. Данные суммы налоговых вычетов также указываются в отдельной налоговой декларации11.

 Исключение  составляет реализация на экспорт  в государства - участники Содружества Независимых Государств нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которая подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

В соответствии с действующим законодательством  предприятие само определяет учётную  политику для исчисления налога на добавленную стоимость, в которой момент определения налоговой базы может устанавливаться как день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг) то есть поступление денег на расчётный счёт либо в кассу предприятия (кассовый метод), или же как день отгрузки (передачи права собственности) товаров, выполнения работ и оказания услуг.

 При совершении  операций, признаваемых объектом  налогообложения налогоплательщик  обязан составлять счета-фактуры,  вести журналы учёта полученных  и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. В розничной торговле при реализации товаров за наличный расчёт требования по оформлению расчётных документов и выставлению счетов-фактур.

 Исчисляя  НДС, мы определяем как бы  две итоговые суммы этого налога. Сначала определяем сумму начисленного НДС – сумму налога, которую налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), другими словами, это НДС с выручки. Затем уже уменьшаем полученную сумму начисленного налога на сумму налоговых вычетов и получаем сумму налога, подлежащего к уплате в бюджет12.

 Вычетам  подлежат суммы НДС, который  налогоплательщик уже заплатил  продавцу при приобретении товаров  (работ, услуг), так как цена  на данные товары была установлена с учётом налога, в дальнейшем перечисляемым в бюджет продавцом.

 Уменьшить  суммы начисленного НДС на  суммы налоговых вычетов можно  только при соблюдении условий,  установленных статьей 172 НК РФ. В частности, приобретаемые товары (работы, Услуги) должны быть оплачены и приняты к учёту. Указанной статьей определен ряд особенностей применения налоговых вычетов при приобретении определенных товаров, работ, услуг13.

 Важным условием  применения вычетов является  наличие счета-фактуры, выставленного  продавцом.

 Счет-фактура–важнейший инструмент налогового контроля. Записи в книге продаж и книге покупок являются основным источником информации при проведении, например, встречных проверок.

Налоговый период по НДС составляет календарный месяц, а для налогоплательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает одного миллиона рублей в месяц, - квартал.

 Уплата налога  производится по итогам каждого  налогового периода исходя из  фактической реализации (передачи) товаров не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 Налогоплательщики  обязаны представлять в налоговые  органы налоговые декларации  в срок не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 В завершении  характеристики НДС, хотелось бы отметить, что НДС всегда был и остается тем налогом, при исчислении которого возникает большое количество вопросов и ошибок при его исчислении .

 Акцизы представляют  собой один из косвенных налогов,  взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как и всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акцизы наделены рядом специфических черт. Во-первых, акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог). Во – вторых, объектом налогообложения является оборот по реализации только товаров, причём перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги. И в третьих, акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость - в сфере производства и обращения14.

 Акцизы в  отличие от других налогов,  входящих в налоговую систему России, действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров и видов минерального сырья, называемых «подакцизными».

 Акцизами  облагаются подакцизные товары  и минеральное сырьё, не только  произведённые и реализуемые  на территории Российской Федерации, но и ввозимые на российскую таможенную территорию15.

В настоящее  время акцизами облагаются такие  товары, как спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащие растворы; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликёро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объёма единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов): пиво; табачные изделия; бензин автомобильный; легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил; дизельное топливо; моторные масла; прямогонный бензин16.

Объектом налогообложения  акцизами законодательство признаёт в  первую очередь операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведённых ими подакцизных товаров, за исключением нефтепродуктов, а также операции по реализации предметов залога и передачи товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Ставки акцизов  являются едиными на всей территории Российской Федерации (за исключением ставок на отдельные виды минерального сырья, дифференцированным по отдельным месторождениям) и подразделяются на следующие виды: в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учёта акцизов – адвалорные ставки; твёрдые (специфические) ставки в рублях за единицу измерения; ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров. Ставки имеют индивидуальный характер применения, так как определены по каждому виду подакцизных товаров. По некоторым их видам предусмотрены нулевые ставки налогообложения (например, пиво с содержанием этилового спирта в 1 литре пива до 0,5% включительно).

Информация о работе Значение системы косвенного налогообложения