Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 16:10, курсовая работа
Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки, а достоинства и недостатки косвенных налогов не раз становились объектом жарких дискуссий в обществе. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС). Внедрение НДС в налоговые системы развитых стран мира берет начало со второй половины прошлого столетия после того, как он был теоретически разработан во Франции в 1954г. Необходимость применения такого показателя как добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах была обусловлена построением общего рынка. Распространение налога на добавленную стоимость в странах Европы ускорило принятие в 1967г. Директив Европейского Союза (далее ЕС), в которых НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕС и обязательного условия для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество.
Введение……………………………………………………………………………………...…..2
Глава 1. Значение системы косвенного налогообложения………………………….……..….4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения……………………………………………..4
1.2. Экономическая сущность косвенных налогов………………………………………..…...6
Глава 2. Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роль в формировании доходной части бюджета………………………………………………….….9
2.1. Экономические основы косвенных налогов…………………………………….……….9
2.2. Роль косвенных налогов в формировании
доходной части бюджета………………………………………………………………………17
Глава 3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях……………………………………………………………………………………...….20
3.1. Проблемы реформирования и основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………...….20
Заключение……………………………………………………………………………...………25
Список использованной литературы………………………………………………...………..27
Хотя ставки
на алкогольную продукцию
Таким образом, акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета части выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным. Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, качественное реформирование. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета.
Момент определения налоговой базы для налогоплательщиков возникает на дату, соответствующую наиболее ранней из двух дат, на которые приходится день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день поступления оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Таким образом, момент определения налоговой базы не будет зависеть от учетной политики, принятой налогоплательщиком. При этом вычет сумм НДС по приобретенным материальным ресурсам будет осуществляться на основании счетов-фактур при условии принятия товаров (работ, услуг) и имущественных прав на учет28.
Глава 3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях
3.1. Проблемы реформирования и основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Во всех развитых
странах основными стимулами
к реформированию налогообложения
является: стремление превратить налоговую
систему в образец
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.
Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.
В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики29.
Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:
1. В науке
налогового права нет концептуа
2. Несовершенство
налогового законодательства, связанное
с текущими потребностям
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.
На современном
этапе реформирования налоговой
системы приоритетное внимание уделяется
решению проблем повышения
Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику30.
Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания.
Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта.
Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков31.
Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают:
1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:
- Определение взаимозависимости лиц
- Установление
закрытого перечня
- Введение обязательного
представления специального
- Введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами
- Введение новых
требований к методам оценки
диапазона рыночных цен и
2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам:
- Освобождение от обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500млрд. руб.)
- Снижение ставки
налога на дивиденды,
3. Регулирование
налогообложения
- Введение принципа
налогообложения
- Введение понятия
иностранной контролируемой
- Установление
обязанности российских
- Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями
- Предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании33.
- Обеспечение
возможности эффективного
4. Проблемы определения
налогового резиденства юр лиц:
5. Введение института
консолидированной налоговой
6. Совершенствование НДС
7. Индексация ставок акцизов
8. Налогообложение
налогом на прибыль при
9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами.
10. Совершенствование налога на имущество (введение налога на недвижимость)
11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ
Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу34.
Заключение
Косвенные налоги являются старейшей формой налогообложения, из которых налог на добавленную стоимость является самым молодым из налогов, формирующих основную долю дохода бюджета среди акцизов и таможенных пошлин. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западно–европейского интеграционного процесса. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕС.
Исходя из экономических
характеристик косвенных
Российская
система налогообложения в
Кроме того,
существуют также проблемы
Информация о работе Значение системы косвенного налогообложения