Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:25, творческая работа
Финансовая деятельность государства носит комплексный характер. В силу того что отношения, складывающиеся в процессе ее осуществления, являются денежными, качество организации финансовой системы во многом зависит от установленного порядка их правового регулирования. Именно поэтому при построении системы государственных и общественных фондов одним из связующих звеньев, обеспечивающих организационное единство, выступает платежная система.
Закон N 161-ФЗ не вносит существенных
изменений в регулирование
Получатель денежных средств может получить их тремя способами (ч. 3 ст. 5 Закона N 161-ФЗ):
- на свой банковский счет;
- в наличной форме;
- путем учета денежных
средств без открытия
Перевод предполагается безотзывным, безусловным и окончательным. Это характеристика перевода денежных средств, обозначающая их списание, с банковского счета или предоставления плательщиком наличных, и предоставление получателю в определенный момент времени (п. 16 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). Обязательство оператора по переводу денежных средств, который обслуживает плательщика, перед последним прекращается в момент наступления окончательности перевода.
Частями 9 - 10 ст. 5 Закона N 161-ФЗ установлены основные правила определения этого момента:
- если плательщика и
получателя обслуживает один
оператор по переводу денежных
средств, то окончательность
- если плательщика и
получателя обслуживают разные
операторы по переводу
Распоряжения клиентов могут передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде. Это возможно, если иное не предусмотрено российскими нормативными правовыми актами или договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами (ч. 2 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).
Распоряжение клиента
должно содержать реквизиты, предусмотренные
российскими нормативными актами и
договором с клиентом. Оператор обязан
проверить их наличие, а также
удостовериться в праве клиента
распоряжаться денежными
Перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением процедур идентификации клиента или без их проведения в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Оператор электронных
денежных средств обязан провести идентификацию
клиента - физического лица, если остаток
электронных денежных средств больше
15 тыс. руб., но не превышает 100 тыс. руб.
либо эквивалентную сумму в
Если же идентификация клиента - физического лица не проводилась, то использовать электронное средство платежа можно лишь при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тыс. руб. (ч. 4 ст. 10 Закона N 161-ФЗ). Такое электронное средство платежа является неперсонифицированным. С использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа за календарный месяц можно перевести не более 40 тыс. руб.
Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель вправе использовать
электронное средство платежа при
условии идентификации
Закон N 161-ФЗ вводит понятия "электронные денежные средства" и "электронное средство платежа".
В 21 веке понятие «электронные деньги» прочно вошло в нашу жизнь, наряду с наличием в каждом доме компьютера, подключенного к Интернету. Электронными деньгами осуществляются расчетные операции, а что такое электронные деньги, чем регламентированы данные операции - никто из обывателей даже не задумывается. (Источник: Национальная платежная система России: проблемы и перспективы развития / Н.А. Савинская [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Савинской, д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 131 с. ISBN 978-5-7310-2660-4)
Развитие информатики
и кибернетики привело к
Особо оговаривается, что данное определение не касается деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Для перевода электронных денежных средств денежные средства должны быть предоставлены оператору на основании заключенного с ним договора. Клиент - физическое лицо может предоставить оператору денежные средства как в наличной, так и в безналичной форме, а юридические лица и индивидуальные предприниматели - только с использованием банковского счета (ч. ч. 2 - 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Важно отметить, что перевод
электронных денежных средств запрещен
между юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями. Хотя бы одной из
сторон перевода должно быть физическое
лицо, не имеющее статуса
Перевод электронных денежных средств может осуществляться по требованию как плательщика, так и получателя денежных средств (ч. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Электронные денежные средства должны быть переведены незамедлительно после того, как оператор электронных денежных средств принял распоряжение клиента (ч. 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Следует отметить, что остаток
электронных денежных средств не
может быть обналичен клиентом -
физическим лицом, если последний не
был идентифицирован в
Остаток электронных денежных средств (или его часть) клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счет (ч. 22 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Закон N 162-ФЗ установил, что электронные денежные средства не подпадают под действие Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и страхованию не подлежат.
Отметим, что изменения, внесенные в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривают принудительное обращение взыскания на электронные денежные средства.
Электронное средство платежа в терминологии Закона N 161-ФЗ (п. 19 ст. 3) - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации.
Электронные средства платежа могут использоваться только на основании соответствующего договора, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств (ч. 1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Сегодня в мире действует
несколько сотен платежных
В этой связи интерпретация
электронных денег имеет
Что касается осуществления контроля и надзора за данной системой, то как упоминалось в начале работы, эта система контролируется Банком России.
Банк России при осуществлении
такого надзора уполномочен
Банк России осуществляет плановые и внеплановые инспекционные проверки поднадзорных организаций.
На основании выявленных
нарушений законодательства об НПС
к субъектам НПС могут быть
применены различные меры принуждения,
вплоть до ограничения или
Так же Банк России проводит наблюдение за НПС с целью совершенствования ее субъектами своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также развития платежных систем и платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России (ч. 5 ст. 31 Закона N 161-ФЗ).
Подводя итоги по анализируемому закону, следует сделать вывод, что несмотря на то, что данный закон вступил в силу и является действующим, он нуждается в дальнейшем совершенствовании. Попытки нашего государства создать эту самую «национальную платежную систему» предпринимались не один раз, на ее разработки ушли многие годы. Но существенного прогресса ее действия все еще не велик, а дело не только в выработке принципов и стандартов ее действия, а в проблеме осуществления процессинговой деятельности, но и в населении нашей страны. Наших граждан ни так просто убедить в необходимости такой системы и ее удобстве использования.
Мировой опыт показывает, что
национальные и международные платежные
системы создаются в тех
В России прослойка
населения, для которой
Информация о работе Анализ ФЗ от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"