Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:08, реферат
Банк (фр. banque) — это финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране. Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов, и прежде все- го банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики.
Введение 3
Глава 1
1. Происхождение и сущность банков 4
2. Банковские операции и услуги 6
3. Банковская система 9
3.1. Понятие банковской системы 9
3.2. Развитие банковской системы 11
4. Виды банков 14
Глава 2
1. Современная кредитная система Российской Федерации 17
2. Банковская система Российской Федерации 20
3. Центральный банк Российской Федерации 23
Заключение 31
Список используемой литературы 33
4. Виды банков.
По форме собственности и организационно-правовой форме банки делятся на несколько групп:
- акционерные, которые создаются
по принципу акционерного
- неакционерные, которые
находятся в собственности
- кооперативные (в США
такие банки называют
- муниципальные, или коммунальные, принадлежащие местным органам власти;
- государственные;
- смешанные, в которых государство является одним из собственников;
- межгосударственные.
Банкирские дома (частные банкиры) - это частные банковские предприятия, которые принадлежат отдельным банкирам или группе банкиров (партнерам), объединенным в товарищества с неограниченной ответственностью.
Кооперативные банки - это кредитные организации, основанные на кооперативной собственности их членов. Цель их деятельности заключается не в получении прибыли, а в удовлетворении потребностей членов кредитного кооператива в банковских услугах. Такие банки возникли на основе кредитных кооперативов, которые обслуживали мелких субъектов хозяйствования (торговцев, ремесленников, мелких промышленников, фермеров) и индивидуальных вкладчиков.
Государственные банки имеют разную специализацию, их деятельность направлена на реализацию определенных государственных программ и решение других задач, имеющих общегосударственное значение. К ним относятся банки реконструкции и развития, экспортно-импортные, сельскохозяйственные и т. п. Они учреждаются государством для финансирования программ реконструкции экономики и оказания помощи частному сектору со стороны государства.
Муниципальные, или коммунальные, банки - это банки, находящиеся в собственности местных органов власти, по обязательствам которых солидарную, или субсидиарную, ответственность несет местный бюджет. Они создаются для кредитования коммунального хозяйства и других местных нужд.
Независимо от формы собственности банки по характеру своей деятельности бывают двух типов: универсальные и специализированные. В настоящее время в банковской деятельности преобладает тенденция к универсализации банковской деятельности, т. е. предоставлению широкого спектра разнообразных банковских и финансовых услуг одной кредитной организацией.
Универсальные банки осуществляют все или почти все банковские операции: предоставление кратко - и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных посреднических финансовых услуг и т. д.
Специализированный банк осуществляет один или только несколько видов банковской деятельности. Еще в период индустриализации в разных странах (XVIII - XX вв.) создавались банки, клиентуру которых в основном составляли предприятия и их владельцы. Некоторые из них сразу стали специализироваться на долевом участии, покупке выпущенных предприятиями облигаций или предоставлении долгосрочных займов, рефинансируя самих себя выпуском акций и облигаций. Другие, наоборот, специализировались на краткосрочных кредитах и, в частности, на учете векселей, банковском акцепте и краткосрочных кредитах, финансируемых из депозитных средств.
Глава 2
1. Современная кредитная система Российской Федерации.
Прежде чем охарактеризовать современную структуру кредитной системы России, следует отметить, что российское законодательство дает слишком узкую трактовку кредитной организации. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Из этого определения следует, что российским законодательством кредитными организациями признаются лишь те, которые имеют лицензию Банка России на проведение банковских операций. Прочие организации, предоставляющие займы в различных формах и другие услуги, аналогичные кредитным (например, лизинговые, факторинговые и т. п.), но не имеющие лицензии Банка России на осуществление банковских операций, кредитными не считаются. Узость законодательной трактовки понятия «кредитная организация» проявляется и в выделении конкретных видов кредитных организаций. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ они могут быть двух видов - банки и небанковские кредитные организации. Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом определено, что допустимые сочетания банковских операций для таких кредитных организаций должен устанавливать Банк России. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, последний в настоящее время выделил три типа небанковских кредитных организаций - расчетные, депозитно-кредитные небанковские кредитные организации и небанковские кредитные организации инкассации. Из данного перечня следует, что ни факторинговые, ни лизинговые, ни другие подобные им организации, ни кредитные кооперативы не отнесены к кредитным небанковским организациям. В то же время кредитные организации, названные небанковскими, по существу являются банками с ограниченным перечнем разрешенных им операций, который устанавливает Банк России для каждого из определенных им типов небанковских кредитных организаций [См. Положение Банка России от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» // Вестник Банка России. 2001. № 60.]. Расчетные небанковские кредитные организации могут иметь различное функциональное назначение - обслуживать юридических лиц, в том числе кредитные организации, на межбанковском, валютном рынках, на рынке ценных бумаг, проводить расчеты по пластиковым картам, инкассировать денежные средства, платежные и расчетные документы, осуществлять кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также другие сделки, предусмотренные их уставами. Банком России установлено, что такие организации могут осуществлять следующие банковские операции: - открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; - осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; - предоставление кредитов клиентам - участникам расчетов на завершение последних по совершенным сделкам [Если это предусмотрено их уставом и закреплено в выданной Банком России лицензии.]; - размещение временно свободных денежных средств, которое может происходить либо в виде вложений в ценные бумаги Правительства РФ, отнесенных Банком России к вложениям с нулевым риском, либо в форме остатков на корреспондентских счетах в Банке России и кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов. Расчетные небанковские кредитные организации представляют отчетность в Банк России и их деятельность регулируется последним как банков. Учет всех своих операций они также осуществляют как банковские кредитные организации.
Особенности кредитной системы России в настоящее время заключаются в явном преобладании банков, количество которых составляло в 2002 г. около 1300, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций), нечеткости законодательного регулирования прочих кредитных организаций, не включенных в банковскую систему, и отсутствии единых подходов к надзору за их деятельностью. Так, число небанковских кредитных организаций, зарегистрированных Банком России, в 2003 г. не превышало 50. Появился заметный слой кооперативных учреждений мелкого кредита, который насчитывает уже более 300 организаций. Однако их размер и ресурсы несопоставимы пока с коммерческими банками. В то же время создано значительное число других финансовых организаций, не входящих в кредитный сектор. Так, количество негосударственных пенсионных фондов (НПФ) составляет около 300, паевых инвестиционных фондов и компаний - около 30, страховых компаний - около 150. Эти организации все активнее конкурируют с банками и другими кредитными организациями за привлечение ресурсов, осваивают новые финансовые услуги, не являющиеся по форме банковскими, но аналогичные им по своему содержанию.
2. Банковская система Российской Федерации
Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики, основные элементы которой были рассмотрены в гл. 7. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 21. 03. 02)[СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459; Ст. 3469; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. № 12. Ст. 1093.], в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т. п. В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.
. Кредитные организации,
входящие в банковскую систему,
могут создавать союзы и
Характеристика современной структуры банковской системы РФ будет не полной, если не назвать АРКО, место которого в банковской системе не имеет четкого законодательного определения. Оно было создано в январе 1999 г. для реализации разработанной программы реструктуризации банковской системы. Первоначально АРКО было учреждено как небанковская кредитная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (НКО «АРКО»), цель деятельности которой состояла прежде всего в преодолении кризиса банковской системы, восстановлении ее способности в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (в ред. от 21. 03. 02)[СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3477; 2002. № 12. Ст. 1093.] в июле 1999 г. НКО «АРКО» была преобразована в Государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», правовой статус, функции и полномочия которой определяются также и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28. 12. 02)[СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; 1999. № 28. Ст. 3473; 2002. № 12. Ст. 1093; № 52 (ч. 1). Ст. 5141.]. Этот Закон четко определил полномочия по реструктуризации банковской системы Банка России и Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», а также условия и процедуры взаимодействия Банка России и АРКО. Последнее имеет право осуществлять следующие операции и сделки в отношении кредитных организаций при проведении мероприятий по их реструктуризации: - предоставлять кредиты кредитным организациям, находящимся под управлением АРКО; - открывать и вести банковские счета кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО; - вести расчеты по поручению кредитных организаций-корреспондентов, находящихся под управлением АРКО, по их банковским счетам; - осуществлять инкассацию векселей, платежных и расчетных документов; - покупать и продавать на открытых торгах, передавать в качестве обеспечения акции (доли) кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО; - покупать и продавать по рыночной стоимости, передавать в качестве обеспечения облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, чеки, простые и переводные векселя и иные ценные бумаги; - финансировать под уступку прав требования к кредитным организациям и заемщикам кредитных организаций; - выдавать поручительства, банковские гарантии, векселя, а также выпускать облигации и иные долговые обязательства под гарантии Правительства РФ; - предоставлять займы, размещать депозиты, предоставлять обеспечение третьим лицам, приобретающим обязательства; - размещать временно свободные денежные средства в порядке, установленном Советом директоров АРКО; - проводить иные операции и сделки в соответствии с действующим федеральным законодательством. Операции и сделки АРКО может осуществлять в рублях и иностранной валюте.
3. Центральный банк Российской Федерации
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10. 01. 03)[СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157.], в соответствии с которым уставный капитал (в размере 3 млн руб.) и иное его имущество являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая его золотовалютные резервы. Органы управления. Коллегиальным органом Центрального банка РФ является Национальный банковский совет численностью в 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации, Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ, а также Председателя Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением
Председателя Банка России, не работают в последнем на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. В компетенцию Совета входит рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, годового отчета Банка России, утверждение общего объема расходов на содержание его служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, назначение его главного аудитора и др. Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России. Совет директоров Банка России разрабатывает и реализует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляет руководство деятельностью Банка России и управление им. Он принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России, его участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность учреждений, организаций и служащих Банка России, купле-продаже недвижимости, необходимой для Банка России и его организаций, и т. п. Структура управления. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Центральный аппарат состоит из департаментов, которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций Банка России (сводно-экономический, иностранных операций, валютного регулирования и валютного контроля, операций на открытом рынке, банковского регулирования и надзора, лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления, платежных систем и расчетов, эмиссионно-кассовых операций и т. п.), и департаменты, сопровождающие деятельность самого Банка России (юридический, административный, финансовый, информационных систем, внутреннего аудита и ревизий, внешних и общественных связей и т. п.). Вопросами международного сотрудничества занимается департамент международных финансово-экономических отношений. В рамках центрального аппарата действуют также Главное управление безопасности и защиты информации и Главное управление недвижимости. Территориальное учреждение - это обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России [Положение Банка России от 29 июля 1998 г. № 46 «О территориальных учреждениях Банка России».] и другими нормативными актами. Как правило, территориальные учреждения создаются на территориях субъектов РФ. По решению Совета директоров Банка России они могут организовываться и в пределах экономических районов, объединяющих территории нескольких субъектов РФ. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не обладают правом принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - это структурные подразделения в составе территориальных учреждений Банка России. Задачи и функции РКЦ определяются Типовым положением о РКЦ Банка России, утвержденным Советом директоров [Типовое положение Банка России от 7 октября 1996 г. № 02-373 «О расчетно-кассовых центрах» // Опуб. не был.]. Основной целью их деятельности является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ. Следовательно, главная функция РКЦ - осуществление расчетов между кредитными организациями.