Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:08, реферат

Описание работы

Банк (фр. banque) — это финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране. Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов, и прежде все- го банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1
1. Происхождение и сущность банков 4
2. Банковские операции и услуги 6
3. Банковская система 9
3.1. Понятие банковской системы 9
3.2. Развитие банковской системы 11
4. Виды банков 14
Глава 2
1. Современная кредитная система Российской Федерации 17
2. Банковская система Российской Федерации 20
3. Центральный банк Российской Федерации 23
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

банк сис рф.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

По состоянию на 1 января 2002 г. в систему Банка России входили 78 территориальных учреждений, 5 отделений Московского городского территориального управления, 1169 расчетно-кассовых центров, центральное и сеть межрегиональных хранилищ, 5 организаций программно-технического комплекса, ряд организаций, обеспечивающих функционирование Банка России [По данным годового отчета Банка России за 2001 г.]. Полевые учреждения Банка России - это воинские учреждения, которые в своей деятельности руководствуются воинскими уставами. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территории объектов и обслуживаемых полевыми учреждениями в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно. В настоящее время полевые учреждения имеются во всех воинских округах, на флотах и в группах войск, государствах ближнего зарубежья (Армении, Грузии, Казахстане, Латвии, Таджикистане, Кыргызстане), Приднестровье, местностях с тяжелыми климатическими условиями (Анадыре, Тикси, на Новой Земле), точках базирования дальней авиации, на полигонах, космодромах Байконур и Плесецк. Кроме того, они действуют в составе некоторых видов Вооруженных сил РФ. Полевое учреждение, дислоцированное на космодроме Байконур, кроме войсковых частей и обеспечивающих жизнедеятельность космодрома организаций и учреждений обслуживает администрацию г. Ленинска и ее структурные подразделения [Деньги и кредит. 1996. № 12. С. 65.]. Банк России обладает экономической и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах. Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее - по его обязательствам. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон добровольно принимает на себя такие обязательства или когда иное не предусмотрено федеральными законами. Банку России запрещено кредитовать федеральный бюджет (кроме тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете) и бюджеты субъектов РФ. Политическая независимость Банка России проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а также в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Политическая независимость Банка России выражается и в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также принимать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Это выражается в том, что Государственная Дума назначает на должность и освобождает от нее Председателя Банка России по представлению Президента РФ, а также членов Совета директоров по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решение, принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений, проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей. При представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Дума заслушивает доклады Председателя о деятельности Банка России. Представители Государственной Думы входят в состав Национального банковского совета. Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: 1) защита и обеспечение устойчивости рубля; 2) развитие и укрепление банковской системы РФ; 3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы. Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие функции: - во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами; - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; - организует и осуществляет валютное регулирование и контроль в соответствии с законодательством РФ; - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса и организует составление платежного баланса РФ; - осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий. Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции: - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; - устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений им на проведение данных операций. Как расчетный центр банковской системы Банк России играет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования последней он выполняет следующие функции: - устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами. Как банкир Правительства РФ Банк России осуществляет обслуживание счетов

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов. Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативными актами Банка России являются те его акты, которые направлены на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и рассчитаны на неоднократное применение на территории РФ. Любые иные акты Банка России, в том числе распорядительные акты, акты толкования нормативных актов в сфере компетенции Банка России, акты Банка России, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования, нормативными актами не являются. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России издаются в форме его указаний, положений и инструкций. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводим итог, что роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое разделение властей, то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

Российские коммерческие банки, пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активное участие в приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики, разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное взаимодействие с различными структурами власти - вот далеко не полный перечень факторов, обусловливающих серьезное влияние сравнительно молодых российских банков на экономическую жизнь страны. Безусловно, в работе банков были и определенные недостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д. Однако это были в основном издержки быстрого роста, и банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила. Однако августовский финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный разрушительный удар по российской банковской системе.

Для совершенствования российской банковской системы требуют своего решения следующие проблемы:

-реструктуризация всей банковской системы страны с целью увеличения банковского капитала, повышения качественной базы обслуживания клиентов;

-рекапитализация банков и принципиальный поворот в из взаимоотношениях со сферой материального производства, что создаст прочную экономическую среду для развития банковского бизнеса на здоровой основе;

-повышение внимания банков к ограничению рыночных рисков;

-восстановление доверия к банковской системе всех слоев населения России.

Реализация этих и других мер позволит восстановить деятельность банковской сис-темы и создать условия для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повысить ответственность руководителей и собственников банков за результаты своей деятельности по управлению банком.

Банки являются неотъемлемым элементом современной экономической системы. Сущность банковского дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными средствами. Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать современное общество, так, как именно банки, являясь центром через которые осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий, проведение платежей и расчетов.

 

 

Список использованной литературы:

1. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Г. В. Толоконцевой. М., 2000.

2. Амосова В. В., Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А. Экономическая теория. СПб., 2002.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты». М., 2003.

4. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. М, 2003.

5. Березика МЛ. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. М., 1997. 4. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Г. В. Толоконцевой. СПб., 1999.

6. Кочеткова Н. Национальная платежная система: Наглядные материалы. М, 2000.

7. Рудакова О. С. Банковские  электронные услуги: Учеб. пособие. М., 1997.

8. Финансы, денежное обращение  и кредит: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М., 2001.

9. Банковское дело: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. М., 2002. 6.

 10. Банковское дело / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. М., 2003.

11. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 10. 01. 03) // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157.

12. О банках и банковской деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 30. 06. 03) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459; Ст. 3469; Ст. 3470; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700.

13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. СПб., 2001.

14. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. М., 2001.

15. Банковское дело / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Банковская система РФ