Банковское регулирование и надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:05, реферат

Описание работы

Главная задача Центрального банка России является – нормальное экономическое развитие страны, т.е. стабильные цены, рост производства, расширение экспортно-импортных операций.
Актуальность данной работы заключается в том, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права граждан, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками или кредиторами. Потому главный банк страны осуществляет контроль за устойчивостью каждого коммерческого банка в отдельности и всей банковской системой.

Содержание работы

Введение
1. Организация банковского регулирования, надзора и контроля
2. Проверка кредитных организаций
3. Регулирование деятельности банков в интернете.
4.Результаты банковского надзора и регулирования кредитных организаций
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Банковское регулирование и надзор.docx

— 33.42 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

 

1. Организация банковского  регулирования, надзора и контроля

 

2. Проверка кредитных  организаций

 

3. Регулирование деятельности  банков в интернете.

 

4.Результаты банковского  надзора и регулирования кредитных  организаций

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.

В процессе взаимоотношений  с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную  деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России является – нормальное экономическое развитие страны, т.е. стабильные цены, рост производства, расширение экспортно-импортных операций.

Актуальность данной работы заключается в том, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные  и социальные права граждан, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками или кредиторами. Потому главный банк страны осуществляет контроль за устойчивостью каждого коммерческого банка в отдельности и всей банковской системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация банковского регулирования, надзора и контроля

        Банковское регулирование и банковский надзор – функции Банка России. Задачами регулирования и надзора в банковском секторе являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для выполнения этих функций в ЦБ создан Комитет банковского надзора.

       Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

      Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и кредиторов. Банк России не управляет кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

      Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с  перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую  информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

      Федеральный закон предусматривает определенный порядок регистра¬ции кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалифи¬кационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

     Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

    Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

     Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

• макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

• социально-экономические приоритеты развития общества;

• совершенство законодательной базы;

• проводимая Банком России кредитная политика;

• степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

• исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

       Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

• анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

• проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России — ревизия на месте;

• проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

        Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчет о прибылях и убытках.

       Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

• взыскать штраф;

• назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

• отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

     Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

• постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

• введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;

• переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

• укрепление банковского менеджмента;

• совершенствование методов банковского регулирования и надзора.

• ограничение деятельности финансово-несостоятельных КО.

     Общая цель банковского надзора - приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России. Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов.

Объекты банковского надзора  — это та часть банковской системы  и банковской деятельности, которая  в соответствии с требованиями законов  и в установленном ими порядке  должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора  имеет значение для уяснения компетенции  Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.

Основные функции банковского  надзора:

  1. изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
  2. проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;
  3. анализ баланса и отчетности банка;
  4. изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
  5. проверка решений органов управления;
  6. проверка работы ревизионной комиссии;
  7. анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами; 
  8. анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);
  9. проверка управления рисками;
  10. проверка формирования резервов;
  11. проверка гарантий;
  12. проверка обоснованности и законности формирования доходов;
  13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;
  14. выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;
  15. выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;
  16. выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;
  17. выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;
  18. проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.

 

2. Проверка кредитных  организаций

       Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основании планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанными в инструкции структурными подразделениями Банка России и его территориальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Внеплановые проверки осуществляются по указанию председателя Банка России или его заместителей, курирующих подразделения, перечисленные в Инструкции, руководителя территориального учреждения Банка России. Заметим, что как внеплановые, так и плановые проверки всегда могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые в свою очередь от подчиненных им подразделений и специалистов получают соответствующую информацию о финансовом и правовом состоянии банка. Поэтому на практике круг инициаторов банковских проверок весьма широк. Это могут быть, например, жалоба клиента иди запрос контролирующего органа.

     Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет».        Инструкция не объясняет, что понимается под терминами «имеются данные», и из каких источников они могут быть почерпнуты тем, кто решает вопрос о наличии оснований для назначения проверки кредитной организации.

      Решение о назначении проверки кредитной организации и ее филиалов оформляется письменным распоряжением, подготавливаемым структурным подразделением, уполномоченным проводить проверки. В распоряжении указываются: полное наименование, место нахождения и регистрационный номер проверяемой кредитной организации и ее филиалов, вид проверки, состав рабочей группы, даты начала и окончания проверки; задание для рабочей группы, участки деятельности кредитной организации (ее филиалов), подлежащие обязательной проверке.

    Комплексные проверки кредитных организаций и их филиалов должны предусматривать проверку: достоверности отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Комплексные проверки кредитной организации, имеющей филиальную сеть, осуществляются на консолидированной основе, т. е. проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах (всех, если их число не превышает пяти, или некоторых из них, имеющих наихудшие показатели).

     Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с периодичностью, необходимой для целей банковского надзора и регулирования. При этом комплексные проверки осуществляются в каждой кредитной организаций, как правило, не реже одного раза в два года. Комплексные проверки проводятся в срок до 60 дней. Допускается продление этого срока руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней.

       Тематические проверки - это проверки по отдельным направлениям деятельности кредитной организации или ее филиалов. Согласно инструкции, такие проверки проводятся в срок до 30 дней. Этот срок может быть продлен руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней. В инструкции нет специальной регламентации тематических проверок. Между тем в целях оперативности и законности банковского надзора, на наш взгляд, необходимо предусмотреть основания и порядок инициирования проведения таких проверок.

        Порядок проведения инспектирования кредитных организаций в законодательстве не определен. Он регламентируется инструкцией Банка России.       По результатам проверки каждой организации составляется акт проверки. В нем отражаются все основные нарушения и недостатки. При комплексной (консолидированной) проверке составляется общий акт проверки, в который включаются материалы, содержащиеся в акте проверки головной кредитной организации и актах проверки ее филиалов. Акты проверок подписываются всеми членами рабочей группы, а акт комплексной (консолидированной) проверки - руководителем рабочей группы, проверяющей головную кредитную организацию. Акт проверки должен быть представлен для ознакомления руководителю проверяемой организации. Последний обязан в течение 5 дней ознакомиться с актом и поставить на нем свою подпись с пометкой: «С актом ознакомлен». При наличии возражений он вправе приложить к акту проверки свои письменные замечания и перед своей подписью сделать оговорку о том, что замечания прилагаются.

Акт проверки составляется не менее чём в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, проводившем проверку.

По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес кредитной организации (филиала) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации, а в установленных случаях - предписания по устранению недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций возложен на подразделения банковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверка этой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченным структурным подразделением Банка России или его территориального учреждения.

Информация о работе Банковское регулирование и надзор