Финансовое право: понятие, система и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:19, реферат

Описание работы

Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, требуют правовой урегулированности, четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъектов. Главная роль в этом принадлежит финансовому праву как одной из основных отраслей российского права.

Содержание работы

Понятие финансового права 2

Система финансового права 5

Источники финансового права 7

Функции финансового права 12

Принципы российского финансового права 13

Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права 17

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов 20

Файлы: 1 файл

реферат ПРАВО.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По курсу

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

На тему: «Финансовое право: понятие, система  и функции» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 
 
 
 

2011

Оглавление 

Понятие финансового права 2

Система финансового права 5

Источники финансового права 7

Функции финансового права 12

Принципы  российского финансового  права 13

Финансовое  право в системе  российского права: его особенности  и связь с другими  отраслями права 17

Список  использованной литературы и Интернет-ресурсов 20 
 
 

 

Понятие финансового права

 

     Общественные  отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства  и муниципальных образований, требуют  правовой урегулированности, четкого  закрепления прав, обязанностей, ответственности  участвующих в них субъектов. Главная роль в этом принадлежит  финансовому праву как одной  из основных отраслей российского права. Область финансов и отдельные  ее стороны затрагивают нормы  и других отраслей права. Однако именно в сферу действия финансового  права эта область подпадает  в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется  тем, что предметом регулирования  финансового права охватываются отношения, возникающие в связи  с функционированием государственных  и муниципальных финансов, что  обусловлено публичным характером техи других. С иными составными частями финансовойсистемы эта  отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, касающиеся аккумуляции средств в денежные фонды государства и муниципальных  образований, а также их использования (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, выделение этим предприятиям средств  из государственного бюджета). 

   Таким образом, финансовое право — это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.1 

   Необходимо  заметить, что в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские  и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право  распространяется только на финансовые отношения.2 

        Финансовое право закрепляет  структуру финансовой системы,  распределение компетенции в  данной области между Федерацией  и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов,  а на основе этих исходных  норм регулирует отношения, возникающие  в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права. 

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового  права, можно выделить следующие  их группы: 

а) между  Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и  административно-территориальными единицами, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны; 

б) между  финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и  предприятиями, организациями, учреждениями, с другой — в связи с выполнением  финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием  государственных и муниципальных  денежных средств; 

в) между  государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих  государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых); 

г) между  государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой — в связи с распределением и использованием в соответствующих  отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных  ресурсов, а также собственных  средств предприятий, организаций, учреждений; 

д) между  финансово-кредитными органами, с одной  стороны, и юридическими и физическими  лицами, с другой — в связи  с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; 

е) между  финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими  лицами, с другой — в связи  с выполнением обязанностей последних  по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды). 

Указанные финансовые отношения при всем своем  разнообразии имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование  государственных и муниципальных  денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения  возникают при участии и под  непосредственным воздействием государства  и — в рамках законодательства — органов местного самоуправления. 

 Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями публичного права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

      Определенную  группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники  находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные  им предприятия), однако эти отношения  в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение.3

 

Система финансового права

 

В структуру финансов как целостную категорию с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый  институт - группа однородных экономических  отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или  распределения денежных средств.

Совокупность  входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи  образуют финансовую систему России.

Финансовую  систему РФ составляют следующие  институты:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих  государственных и административно-территориальных  образований. В финансовую систему  РФ также включаются финансы юридических  и физических лиц. Характеризуя финансы  юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные  внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные  фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон "О  финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В  соответствии с вышеназванным федеральным  законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления, и  другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в  соответствии с Конституцией РФ, Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами и  законами субъектов РФ, уставами муниципальных  образований, другими правовыми  актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные  финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.4

 

Источники финансового права

 

Финансово-правовые нормы содержатся в источниках. Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

      А). Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:

  1. Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч.3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемая в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом; норма п. «3» ст. 71,  закрепляющая в ведении РФ федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития и т.д.
 
  1. Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных  актах РФ и субъектов РФ, прежде всего, в некоторых федеральных  конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе – ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

Довольно  важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998г. принят Налоговый Кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершением налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный Кодекс РФ, принятый 17 июля 1998г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных        фондов,   осуществления    государственных   и    муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга и т.д.

Информация о работе Финансовое право: понятие, система и функции